Автоконцернам компенсируют потери от глобализации

Минпромторг готов поддержать автопроизводителей, работающих в режиме промсборки: предприятия, которые из-за присоединения к ВТО лишатся льгот на ввоз комплектующих, получат субсидию из бюджета

По расчетам директора аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгения Шаго, если исходить из средней цены автомобиля в $15 000 и при производстве в 500 000 машин в год, потери автопроизводителей из-за отмены льгот могут составить около $700 млн.

Минпромторг предлагает субсидировать из бюджета производителей автомобилей и автокомпонентов, сообщил на прошлой неделе и. о. министра Денис Мантуров на совещании по проблемам автопрома, необходимый законопроект уже внесен в правительство.

Субсидии могут потребоваться в связи с присоединением России к ВТО и изменением соглашений по промсборке. В начале прошлого года правительство пересмотрело условия промсборки и провело кампанию по подписанию новых соглашений с автопроизводителями. Чтобы ввозить до 2020 г. комплектующие по льготным пошлинам (не более 5% вместо стандартных 15–25%), предприятия должны создать новое производство мощностью не менее 300 000 машин в год или расширить существующее до 350 000, а также наладить в России выпуск двигателей или коробок передач; минимальный уровень локализации – 60%.

На такие требования согласились шесть производителей – консорциум «АвтоВАЗа», Renault, Nissan, «Ижавто», «Камаза» и «Мерседес-Бенц тракс Восток», совместное предприятие Ford и «Соллерс», а также самостоятельные General Motors, Volkswagen, Fiat и Magna. При этом в соответствии с договоренностями о присоединении России к ВТО, уже с 1 июля 2018 г. льготы по пошлинам должны быть отменены. Компенсировать потери компаний Минпромторг предлагает как раз путем предоставления им бюджетных субсидий, следует из законопроекта (его цитирует «Интерфакс»). Их размер, критерии и сроки предоставления определит правительство.

Пока не будет сверстан бюджет, судить о размерах субсидий преждевременно, говорит чиновник Минпромторга. Расчетов по размеру субсидий пока нет, объясняет федеральный чиновник, участвующий в обсуждении законопроекта. Они будут выплачиваться из доходов от пошлин, собранных за ввоз автокомпонентов, cказал сотрудник аппарата правительства.

Для компенсации потерь компаний из-за отмены льгот понадобится несколько миллиардов рублей бюджетных средств в год, оценивает сотрудник одного из автопроизводителей, работающих в режиме промсборки. По его словам, чиновники Минэкономразвития и Минпромторга сами проявили инициативу и предложили концернам выход из ситуации, создавшейся в связи со вступлением в ВТО. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев.

Консультации о необходимости поддержать автопроизводителей, согласившихся инвестировать сотни миллионов долларов в российскую экономику, шли с конца прошлого года, говорит представитель Renault. Инициатива правильная, она необходима для сглаживания переходного периода, добавляет он.