Статья опубликована в № 3180 от 04.09.2012 под заголовком: Ё-страдания

Почему забуксовал проект «Ё-мобиля»

Проект «Ё-мобиля» буксует: в ноябре 2010 г. гендиректор компании Андрей Бирюков обещал, что серийное производство гибридов стартует в конце 2012 г., теперь Бирюков оставил свой пост, а производство обещают начать еще через 2–2,5 года
М.Стулов / Ведомости

Гибридный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания разрабатывает компания «Ё-авто», созданная группой «Онэксим» Михаила Прохорова и компанией «Яровит-моторс». Бюджет проекта – 150 млн евро (80 млн из которых уже освоено). До вчерашнего дня компанию возглавлял Андрей Бирюков, вчера его сменил Андрей Гинзбург, который работал главным конструктором «Ё-авто». Рокировка связана со срывом сроков реализации проекта «Ё-мобиля», заявил вчера гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов. Он пообещал, что серийное производство «Ё-мобиля» начнется через 2–2,5 года.

По словам Гинзбурга, срыв сроков начала производства связан с тем, что кузов для «Ё-мобиля» из композитного материала должен был спроектировать иностранный подрядчик, но он не смог выполнить эту работу вовремя, в итоге кузов пришлось разрабатывать самостоятельно. Имя разработчика он не назвал. Речь об американской компании JVIS, пояснил Бирюков. «Это авторитетная инжиниринговая компания, вряд ли она могла не выполнить условия контракта», – считает топ-менеджер одной из компаний, имевший опыт сотрудничества с «Ё-авто». Он добавил, что проблема в том, что заказчики сами не знают, чего хотят.

Представитель JVIS в России отказался от официальных комментариев, указав, что компания по этому поводу готовит пресс-релиз.

По словам Гинзбурга, при создании кузова автомобиля были использованы технологии, позволяющие отказаться от его покраски, что существенно удешевляет и ускоряет производство. Кузова компания будет изготавливать сама, а силовые агрегаты – закупать у одной из западных компаний (ее имя не называется), добавил он. «Мы сожалеем, что сроки реализации проекта увеличиваются, но надеемся, что будем в числе поставщиков», – заметил представитель компании «Элтон», разработавшей для проекта суперконденсатор.

«Я бы удивился, если бы «Ё-мобиль» пошел в серию в некогда обещанные сроки, – говорит главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский. – Гибридная схема силовой установки, не предусматривающая в установившихся режимах движения механическую связь между ДВС и колесами, энергетически неэффективна. Я думаю, что если проект «Ё-мобиль» и продолжит свое существование, то в его основу будет положена иная концепция силовой установки».

Предсерийный «Ё-мобиль» будет показан во II квартале 2013 г., после чего компания в течение года закупит и смонтирует необходимое оборудование на своем заводе в Санкт-Петербурге, обещает Гинзбург. Проектная мощность на первом этапе составит 20 000 автомобилей в год.

Бирюков остается партнером проекта и будет работать в совете директоров компании, указывает Разумов. О выходе «Яровит-моторс» из проекта и привлечении нового партнера сейчас речь не идет, добавляет он. Возможно, переговоры о привлечении еще одного партнера начнутся после изготовления предсерийного образца «Ё-мобиля», уточняет Разумов. Бирюков подтвердил, что остается соинвестором проекта. Инвестирование со стороны группы «Онэксим» тоже продолжается, финансовых проблем проект не испытывает, заверил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать