Почему забуксовал проект «Ё-мобиля»

Проект «Ё-мобиля» буксует: в ноябре 2010 г. гендиректор компании Андрей Бирюков обещал, что серийное производство гибридов стартует в конце 2012 г., теперь Бирюков оставил свой пост, а производство обещают начать еще через 2–2,5 года
М.Стулов/ Ведомости

Гибридный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания разрабатывает компания «Ё-авто», созданная группой «Онэксим» Михаила Прохорова и компанией «Яровит-моторс». Бюджет проекта – 150 млн евро (80 млн из которых уже освоено). До вчерашнего дня компанию возглавлял Андрей Бирюков, вчера его сменил Андрей Гинзбург, который работал главным конструктором «Ё-авто». Рокировка связана со срывом сроков реализации проекта «Ё-мобиля», заявил вчера гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов. Он пообещал, что серийное производство «Ё-мобиля» начнется через 2–2,5 года.

По словам Гинзбурга, срыв сроков начала производства связан с тем, что кузов для «Ё-мобиля» из композитного материала должен был спроектировать иностранный подрядчик, но он не смог выполнить эту работу вовремя, в итоге кузов пришлось разрабатывать самостоятельно. Имя разработчика он не назвал. Речь об американской компании JVIS, пояснил Бирюков. «Это авторитетная инжиниринговая компания, вряд ли она могла не выполнить условия контракта», – считает топ-менеджер одной из компаний, имевший опыт сотрудничества с «Ё-авто». Он добавил, что проблема в том, что заказчики сами не знают, чего хотят.

Представитель JVIS в России отказался от официальных комментариев, указав, что компания по этому поводу готовит пресс-релиз.

По словам Гинзбурга, при создании кузова автомобиля были использованы технологии, позволяющие отказаться от его покраски, что существенно удешевляет и ускоряет производство. Кузова компания будет изготавливать сама, а силовые агрегаты – закупать у одной из западных компаний (ее имя не называется), добавил он. «Мы сожалеем, что сроки реализации проекта увеличиваются, но надеемся, что будем в числе поставщиков», – заметил представитель компании «Элтон», разработавшей для проекта суперконденсатор.

«Я бы удивился, если бы «Ё-мобиль» пошел в серию в некогда обещанные сроки, – говорит главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский. – Гибридная схема силовой установки, не предусматривающая в установившихся режимах движения механическую связь между ДВС и колесами, энергетически неэффективна. Я думаю, что если проект «Ё-мобиль» и продолжит свое существование, то в его основу будет положена иная концепция силовой установки».

Предсерийный «Ё-мобиль» будет показан во II квартале 2013 г., после чего компания в течение года закупит и смонтирует необходимое оборудование на своем заводе в Санкт-Петербурге, обещает Гинзбург. Проектная мощность на первом этапе составит 20 000 автомобилей в год.

Бирюков остается партнером проекта и будет работать в совете директоров компании, указывает Разумов. О выходе «Яровит-моторс» из проекта и привлечении нового партнера сейчас речь не идет, добавляет он. Возможно, переговоры о привлечении еще одного партнера начнутся после изготовления предсерийного образца «Ё-мобиля», уточняет Разумов. Бирюков подтвердил, что остается соинвестором проекта. Инвестирование со стороны группы «Онэксим» тоже продолжается, финансовых проблем проект не испытывает, заверил он.