Автомобильная отрасль Россиии испытывает кадровый голод

Заводы российских и иностранных автопроизводителей планируют расширяться. Для этого им потребуются тысячи новых сотрудников. Но уже сейчас рынок испытывает острый дефицит рабочих и инженерных специальностей

Производство автотранспортных средств в России за январь – август 2012 г. выросло на 14,6% до 1,428 млн штук, причем выпуск легковых автомобилей рос опережающими темпами – на 15,5%, подсчитал «АСМ-холдинг». Автопроизводители планируют дальнейший рост и ищут новых работников.

Расширяются все

Ford Sollers в связи с планируемым расширением производства в Татарстане собирается существенно увеличить штат в этом регионе, открыто более 1000 вакансий – как рабочих, так и инженерно-технических, рассказывает его представитель Сергей Кириллов. Сейчас у Ford Sollers на заводах в Татарстане работает около 1500 человек, в Ленинградской области – более 3000. На сегодняшний день на предприятии «Джи эм авто» в Петербурге работает около 2500 человек, после расширения завода до производственной мощности в 230000 автомобилей в год количество рабочих мест увеличится до 4000, рассказывает его представитель Виктория Чуйкина. В сентябре 2012 г. ООО «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия» перешло на двухсменный график работы, к этому времени компания набрала и обучила 600 новых сотрудников. На заводе PSA Peugeot Citroеn, который в июле 2013 г. запустил совместно с Mitsubishi Motors Company новую линию сборки на заводе в Калуге, до конца 2012 г. планируют набрать дополнительно 800 сотрудников, чтобы выйти на мощность в 125000 автомобилей, сейчас на заводе работает 1700 человек, говорит его сотрудник. ОАО «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» в связи с расширением ведут набор рабочих специальностей.

Не хватает рабочих

За 2011 г. число вакансий в автомобильной промышленности в Петербурге выросло на 135%, в Нижнем Новгороде – на 121%, в Тольятти – на 36%, в Калуге – на 33%, говорит Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. По ее словам, наибольший дефицит специалистов наблюдается в Нижнем Новгороде (1,7 резюме на одну вакансию) и Калуге (1,8 резюме на одну вакансию), в Петербурге дефицит меньше – 3,4 резюме на одну вакансию, а в Тольятти говорить о дефиците кадров не приходится: здесь на одну вакансию приходится 6,1 резюме.

В Татарстане ощущается серьезный кадровый дефицит, прежде всего среди инженерно-технических специалистов, сетует Кириллов. По его словам, Ford Sollers сейчас разрабатывает программу по массовому привлечению рабочих и инженерно-технического персонала из других регионов Поволжья и Центральной России, а также привлекает специалистов из Всеволожска (Ленинградская обл.), где у Ford также есть завод. Дефицит кадров в Калуге является одной из причин, сдерживающих расширение производства в этом регионе даже при наличии участка и поддержки администрации, кадровый потенциал Калужской области уже практически исчерпан, а привозить сотрудников из других регионов слишком затратно, признает менеджер по персоналу одного из автомобильных заводов, расположенных в регионе. Для работы на современном автопроизводстве требуются инженеры с опытом работы в производственных компаниях и со знанием английского языка, кандидатов, соответствующих этим требованиям, не так много на рынке, отмечает Татьяна Натарова из Nissan. По ее словам, не первый год ощущается дефицит на позициях водителя погрузчика и электромеханика.

Нехватка специалистов – от инженеров до менеджеров по продажам – ощущается сегодня особенно остро и одна из основных причин состоит в так называемом разрыве поколений, когда прошлое поколение уходит, а новое не обладает достаточными профессиональными навыками и квалификацией, говорит Наталия Малышева, генеральный директор компании «Анкор бизнес решения». По ее словам, проблема заключается и в качестве современного профессионального образования, ведь учебные программы, которые сегодня применяются на практике, давно устарели.

Обучают сами

Автопроизводители пытаются бороться с этой проблемой, взаимодействуя с учебными заведениями и доучивая специалистов самостоятельно. Группа ГАЗ, по словам ее представителя, в апреле 2012 г. открыла на базе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева базовую кафедру «Производственная система в машиностроении», которую возглавил директор по развитию производственной системы группы ГАЗ Александр Моисеев. Основной упор делается на практических занятиях в подразделениях Горьковского автозавода, что позволяет вести целевую подготовку студентов под конкретные потребности, говорит представитель ГАЗа.

GM с 2009 г. совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли реализует программы стажировки молодых ученых петербургских вузов – Политехнического университета, ИТМО, СПбГУ, Технологического университета, – в рамках которых молодые ученые проходят практику в научно-исследовательском центре GM в Уоррене (штат Мичиган) в США, говорит Чуйкина. С июня по август 2012 г. летнюю стажировку прошли девять студентов. В 2012–2013 гг. 40 студентов инженерных специальностей из 10 вузов пройдут преддипломную практику на заводе в Санкт-Петербурге, рассказывает Чуйкина.

По словам представителя петербургского завода Hyundai Марии Мальцевой, на заводе уже второй год подряд проходят стажировки для студентов, для штатных российских сотрудников Hyundai организовала 700 зарубежных стажировок на своих предприятиях, расположенных в Европе и Корее.

Для работы по стандартам альянса Renault-Nissan в 2011 г. «АвтоВАЗ» обучил 1000 сотрудников в российских учебных заведениях с двухнедельной стажировкой на предприятиях Renault-Nissan во Франции, Румынии, Турции, Англии, Южной Корее, Индии, Испании, говорит представитель «АвтоВАЗа». До 2020 г. «АвтоВАЗ» выделит на программы подготовки кадров не менее 3 млрд руб., на 2012 г. в бюджет заложено более 500 млн руб.

В этом году «АвтоВАЗ» заключил договоры на подготовку кадров с семью учебными заведениями среднего профессионального образования.

«Проще брать линейный персонал без опыта работы на автомобильном производстве и обучать их самостоятельно, чем переучивать под свои стандарты или переманивать сотрудников с других заводов», – считает менеджер по персоналу одного из заводов. Предприятия с давней историей – в Нижнем Новгороде и Тольятти – стараются сохранять советские кадры, индивидуально дают им высокие бонусы, зарплаты, предоставляют путевки в санатории и другие льготы, рабочие всегда очень чувствительны к колебаниям дохода, говорит представитель HeadHunter Ольга Шматко. На «АвтоВАЗе», по словам его представителя, возраст около 25% персонала – до 30 лет. На новых заводах сотрудники в основном молодые. На заводе Hyundai средний возраст сотрудников составляет 26–27 лет, говорит его представитель.

Все заводы регулярно индексируют зарплату сотрудникам. Ежегодно поднимают зарплаты, по словам их представителей, Ford Sollers, Toyota, Hyundai. С 1 октября 2012 г. тарифные ставки и оклады на «АвтоВАЗе» были увеличены на 8%. Группа ГАЗ выплачивает сотрудникам ежегодный бонус – за 2010 и 2011 гг. он составил в сумме 2,8 млрд руб. (2010 г. – 1,3 млрд руб., 2011 г. – 1,5 млрд руб.), 70% из которых перечислено производственным рабочим и рядовым специалистам, сообщил представитель ГАЗа.

В условиях дефицита кадров стратегия переманивания сотрудников с помощью высокого оклада выгодна лишь в недалекой перспективе: если одна компания смогла предложить условия лучше, то через год другая компания предложит еще более высокую зарплату и специалист уйдет, отмечает Чернецова из Superjob.ru. Более предпочтительным является создание хорошего компенсационного пакета, системы внутреннего обучения, возможностей для профессионального и карьерного развития, а совместные программы с учреждениями среднего специального и высшего образования позволяют заводам отбирать лучшие кадры еще на этапе обучения и готовить их специально под свое производство, рассуждает Малышева из «Анкора». Зарплаты инженеров и рабочих по самым востребованным специальностям в автопроме в Калуге составляют, по данным Superjob.ru, от 25000 до 40000 руб., в Нижнем Новгороде – от 15000 до 40000 руб., в Петербурге – от 18000 до 43000 руб., в Тольятти – от 23000 до 50000 руб.