Renault прекращает партнерство с подавшей на банкротство Better Place

Французская компания объявила о выходе из проекта создания сети быстрой смены батарей для электромобилей; спустя год после коммерческого запуска сети станций Better Place признала, что не привлекла достаточно клиентов, и подала на банкротство
Jason Alden/ Bloomberg

Французская Renault прекращает партнерство с израильской Better Place после объявления оператором сети зарядных станций о начале процедуры банкротства, передает Bloomberg. Better Place подала ходатайство о ликвидации в израильский суд в воскресенье после неудачной попытки привлечь новые инвестиции.

Компания строила сети заправок для электромобилей в Израиле и Дании и планировала экспансию в Австралию, Нидерланды, Китай и США. Better Place старалась нивелировать основной недостаток электромобилей - низкий запас хода - путем строительства разветвленной сети станций быстрой замены истощенных батарей свежими, где вся процедура занимала не более нескольких минут.

Renault и Better Place начали работать вместе в 2008 г. и еще год назад объявляли о планах продать 100 000 электромобилей Fluence Z.E. в Израиле и Дании к 2016 г. Партнерство подразумевало разработку службы QuickDrop быстрой смены батарей для владельцев Fluence, которые могли в течение пяти минут получить полностью заряженный аккумулятор в сети зарядных станций.

"Это тяжелый день", – сказал гендиректор Better Place Дэн Коэн, третий по счету руководитель компании за последний год. "К сожалению, спустя год после введения сети в коммерческую эксплуатацию нам стало ясно, что, несмотря на множество довольных клиентов, достаточно широкого распространения мы не получили и что поддержка со стороны производителей автомобилей не была обеспечена".

Renault обеспечит послепродажное обслуживание всех электромобилей, проданных в Израиле, на который приходилось более 80% деятельности Better Place. Руководитель операций Renault в Азиатско-Тихоокеанском регионе Жиль Норман заявил, что "инвестиции в партнерстве не были значительным." "К нам обращались за дополнительными инвестициями в проект, – сказал Норман. – Но это не наша роль".

Акции Renault на бирже в Париже упали более чем на 75 центов, или на 1,3%, до 58,50 евро, цена оставалась на 0,2% ниже, чем при открытии торгов. С начала года цена акций компании на фондовом рынке выросла на 45%, капитализация оценивается в 17,4 млрд евро ($22,5 млрд).

Renault продала 1000 электромобилей Fluence Z.E. в Израиле и 240 в Дании, сообщила пресс-секретарь компании Ралюка Барб. Владельцы машин могут заряжать их дома, гарантия производителей и техническое обслуживание сохранятся.

Renault и партнер по альянсу Nissan Motor вложат в общей сложности 4 млрд евро в проекты электрических транспортных средств до 2015 г.

«Я сожалею, что так получилось, - заявил журналистам сегодня в Париже гендиректор Renault Карлос Гон. – Но это не ставит под сомнение нашу ставку на электрические транспортные средства и вопрос о нашей поддержке сменных аккумуляторных батарей".

Особые надежды возлагались на электромобили в Израиле, который стремится снизить свою зависимость от импорта нефти. Электромобиль способен проезжать на одной подзарядке более 160 км. В Израиле, где 90% автомобилистов проезжают менее 70 км в день, а все основные города расположены на расстоянии менее 150 км друг от друга, электромобиль мог бы стать идеальным средством передвижения, говорилось при запуске проекта. Протяженность Израиля с севера на юг – 470 км, а от западной до восточной границы в самом узком месте – 12 км. В стране около 2 млн автомобилей.

Но несмотря на поддержку проекта на государственном уровне, потребители вяло отреагировали на предложение. Кроме дороговизны самого автомобиля людям не нравилась привязка к сети, то есть обязательство заряжать свои электромобили только на заправках Better Place. Также критики указывали на низкую остаточную стоимость электромобилей, что привело к отказу многих прокатных и лизинговых компаний от участия в проекте.

Низкая эффективность электромобилей и относительно высокая цена по сравнению с обычными транспортными средствами оказались слишком большим препятствием для Better Place, основанной бывшим исполнительным директором SAP Шайем Агасси. Компания не смогла привлечь достаточное количество клиентов. Стартап получил $750 млн инвестиций с момента своего основания пять лет назад. Крупнейший инвестор (30% акций) Israel Corp. миллиардера Идана Офера решил не вкладывать больше средств в предприятие.