Кто будет собирать плату с грузовиков

Росавтодор срочно ищет инвестора, который поможет собирать с тяжелых грузовиков плату за проезд. Потенциальные инвесторы удивлены: сроки слишком сжатые, а проект слишком масштабный
Росавтодор ждет инвестора, который поможет с грузовиков собирать плату/ М. Стулов/ Ведомости

В начале июня Росавтодор собирается объявить конкурс на строительство и обслуживание системы взимания платы с тяжелых грузовиков, сообщил вчера замруководителя ведомства Иннокентий Алафинов. С ноября 2014 г. грузовики массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по федеральным трассам (см. врез), тариф – 3,5 руб. за 1 км. Росавтодор ждет от дальнобойщиков свыше 80 млрд руб. в год, следует из материалов ведомства.

Создание системы полностью профинансирует частник (см. график). Чтобы компенсировать затраты инвестора, Росавтодор будет с 2014 г. ежегодно перечислять ему фиксированную плату – 11,17 млрд руб. (в ценах 2012 г.), а всего до 2025 г. – 124,7 млрд.

Инвестор должен будет за свой счет установить пункты контроля и построить центр обработки данных в Московской области, а затем обслуживать систему и собирать плату, передавая деньги Росавтодору. В ноябре 2014 г. система уже должна быть введена в эксплуатацию: предполагается, что к этому времени оператор обустроит центр обработки данных и установит не менее 20 контрольных рамок на дорогах, всего рамок должно быть не менее 480 (чем интенсивнее движение на участке, тем больше пунктов контроля). Все они должны быть установлены не позднее мая 2016 г.

Оператор системы будет определен на конкурсе, отбор пройдет в два этапа. Во время первого – предквалификация – чиновники оценят опыт претендентов: будущий оператор уже должен участвовать хотя бы в одном инвестпроекте с долей частного финансирования не менее 25%, полностью профинансировать свои капвложения, объект должен стоить не менее 5 млрд руб. Также обязателен опыт работы (не менее года) с системой взимания платы на дорогах, которая покрывает участки протяженностью не менее 1000 км.

Затем начнется второй этап. Предпочтение отдадут инвестору, который поможет сэкономить бюджетные средства, – уровень снижения ежегодной платы государства имеет максимальный вес среди всех критериев конкурса. Также будет учитываться точность системы и «качественная характеристика предлагаемых решений».

С учетом требований к финансовой состоятельности такой проект вообще невозможно выполнить в одиночку, констатирует замруководителя ФКУ «Дороги России» Андрей Сидоренков: ожидается, что на конкурс будут выходить консорциумы. Сами компании оценивают проект осторожно: интерес к нему есть, но говорить о готовности принять участие в конкурсе и называть возможных партнеров они пока не решаются.

Сотрудники европейских компаний, присутствовавшие на презентации, удивлялись: сроки сжатые, а проект очень масштабный. В Германии плата с грузовиков за проезд по автобанам взимается с 2005 г., а с августа 2012 г. – еще по 1100 км федеральных трасс, имеющих не менее четырех полос. Средний размер платы при внедрении схемы составлял 15 центов с 1 км. На обустройство системы ушло почти два года, говорит сотрудник немецкой компании.

Опыта мало, времени в обрез, остается только надеяться, что конкурс действительно объявят в начале июня, согласен его французский коллега: сроки объявления конкурса и введения платы уже неоднократно переносились. После презентации осталось немало вопросов, вздыхает менеджер другого европейского дорожного оператора: например, неясно, как Росавтодор проконтролирует точность системы видеофиксации грузовиков – по условиям конкурса она должна выявлять не менее 90% грузовиков массой более 12 т, но проверить это невозможно. «У претендентов будет соблазн указать 99,9%», – иронизирует он.

Проект очень слабо проработан, из-за этого у государства есть риск переплатить, говорит человек, близкий к Минтрансу: опытным иностранным инвесторам в такой ситуации будет проще добиться для себя наиболее выгодных условий.