Власти защитили российских перевозчиков от конкурентов

Крупные российские перевозчики празднуют победу: чиновники отказались увеличить квоты на международные перевозки для третьих стран. А это значит, что конкурентов из Восточной Европы у отечественных компаний не прибавится
Российские автоперевозчики пока могут не опасаться усиления конкуренции с иностранными/ Р.Кривобок/ РИА Новости

На внеочередном заседании европейских министров транспорта в Лейпциге 23 мая было принято решение сохранить квоты ЕКМТ (Европейской конференции министров транспорта) в существующем объеме, следует из сообщения на сайте Министерства транспорта России.

Это отменяет договоренность, достигнутую в начале апреля в Париже рабочей группой по автомобильному транспорту Международного транспортного форума. Речь шла об увеличении объема базовых квот ЕКМТ на автомобильные перевозки для России в 2 раза до 596.

В таком случае разрешение осуществлять международные перевозки могли получить 5960 грузовиков, отвечающих стандарту «Евро-5». (Количество разрешений рассчитывается на основе базовых квот с применением коэффициентов, зависящих от экологического класса автомобилей. Чем выше класс, тем больше разрешений можно получить.)

Решение о снятии ограничений должно было вступить в силу с 15 мая и в тестовом режиме действовать до конца года. В октябре российские чиновники собирались оценить эффективность нововведений и решить, нужно ли увеличивать квоты на следующие годы, объяснял в апреле представитель Минтранса. По его словам, Минтранс добивался увеличения квот по просьбе российского бизнеса. Квот ЕКМТ было намного меньше, чем нужно: российские компании подали заявления на выдачу в 2013 г. 7000 разрешений (около 700 квот). Выполнение решения, принятого в Париже, позволило бы удовлетворить 85% поданных заявок.

Но крупные российские перевозчики вовсе не радовались возможности получить больше разрешений ЕКМТ. Отечественным транспортным компаниям хватало существовавшего объема разрешений, даже с учетом того, что в 2011 г. Россия сознательно заблокировала квоты, чтобы защитить российских перевозчиков, и выделяла только 67 базовых квот на год (т. е. перевозки могли совершать максимум 670 автомобилей), говорил «Ведомостям» гендиректор холдинга «Совтрансавто» Владимир Тян.

Российские перевозчики обслуживали международные перевозки по двусторонним межправительственным разрешениям, доставляя груз сразу в страну назначения, объяснял он. А вот иностранцам фактическое разблокирование квот в соответствии с апрельским решением сулило много выгод.

Разрешения ЕКМТ очень нужны так называемым транзитным странам, продолжает Тян. После увеличения квот грузы из России в Западную Европу смогут доставлять перевозчики с Украины, из Белоруссии, Польши, стран Прибалтики, которые составят серьезную конкуренцию отечественным компаниям, считал он.

Перевозчики из третьих стран, прежде всего Польши и прибалтийских государств, давно рвутся на самые привлекательные рынки перевозок: Россия - Германия, Франция, Голландия и Бельгия, подтверждает заместитель гендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Петр Павлюк. «Нам же хватает разрешений, выделяемых по двусторонним правительственным соглашениям, у нас практически паритет с перевозчиками в этих странах», - добавляет Павлюк.

По расчетам АСМАП, сейчас у европейских перевозчиков около 450 базовых квот ЕКМТ, а после разблокировки они могут рассчитывать еще на 550. Это позволило бы им осуществлять дополнительно до 150 000 рейсов из России и занять до 40% существующего рынка международных перевозок, опасались участники ассоциации.

С точки зрения польских перевозчиков, рост количества многократных разрешений - это огромная выгода: развитие здоровой и свободной конкуренции в сфере международных перевозок окажет положительное влияние на качество транспортных услуг, сообщил «Ведомостям» представитель польского подразделения международного логистического оператора FM Logistic: «У всех желающих появится возможность работать, но выиграть сможет только тот, кто сильнее».

Владельцы грузов протекционистским мерам, естественно, не рады. Услуги перевозчиков из соседних стран, например Белоруссии, значительно дешевле, чем российских компаний, говорит директор по развитию компании Az (дистрибутор элементов питания, лампочек и т. д) Андрей Туряница. «Они дают нам тариф на 30-40% ниже, чем россияне, поэтому по возможности пользуемся именно белорусскими машинами», - добавляет он.

У перевозчиков своя правда: в ситуации общеевропейского кризиса, когда огромное количество иностранного транспорта рвется на российский рынок в поисках работы, российские перевозчики вправе ожидать от государства активного протекционизма, а не непродуманных решений, говорил гендиректор екатеринбургской транспортной компании «Лори» Юрий Ступак.

И меры были приняты. АСМАП обращалась в Минтранс и правительство с просьбой пересмотреть решение и проблема внимательно изучалась, сообщил «Ведомостям» правительственный чиновник. В итоге после нескольких совещаний под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение, озвученное в Лейпциге, говорит собеседник «Ведомостей».

На заседании 23 мая министр транспорта России Максим Соколов призвал страны - участницы соглашения ЕКМТ, применяющие так называемые национальные оговорки (т. е. ограничивающие доступ на свои рынки), рассмотреть возможность их отмены, следует из сообщения министерства.

Австрия, Венгрия, Греция и Италия поддержали постепенную отмену ограничений - но только после проведения двусторонних консультаций. Участники заседания договорились обсудить результаты переговоров этой осенью. С учетом достигнутых решений Россия будет думать, разблокировать ли свою квоту, сообщает Минтранс.

Фактически стране удалось сохранить на этот год тот объем перевозок, который российские перевозчики могли потерять, - это 150 000 поездок в год, или 450 млн евро (из расчета 3000 евро за поездку), говорит Павлюк из АСМАП.