Продажи Lada снизятся на 10%

«АвтоВАЗ» на фоне сокращения автомобильного рынка в России прогнозирует снижение продаж в России в этом году примерно на 10% по сравнению с прошлым
Рынку не нужно столько Lada, сколько собирался произвести «АвтоВАЗ»/ A.Rudakov/ Bloomberg

Продажи Lada в России по итогам 2013 г., как и рынок в целом, могут снизиться примерно на 10% по сравнению с прошлым годом, сказал «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Это связано с общим сокращением продаж машин в России (в январе – мае – на 4% до 1,09 млн легковых автомобилей и LCV) и на некоторых экспортных рынках (например, на Украине), корректировкой производственного плана партнера – СП «Джи Эм – АвтоВАЗ», которое рассчитывает в 2013 г. выпустить примерно на 5000 шт. меньше машин, чем в прошлом году, поясняет Комаров.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 г. продажи Lada в России снизились на 7% до 537 625 автомобилей Lada. Соответственно, по итогам 2013 г. в стране может быть продано около 484 000 шт. Между тем в начале 2013 г. «АвтоВАЗ» планировал увеличить продажи в России на 2% до 550 000 машин. Впрочем, уже в апреле Комаров предупреждал, что прогноз из-за ситуации на рынке может быть скорректирован.

В апреле – мае, когда продажи автомобилей в России стали падать, «АвтоВАЗ» был вынужден снизить объемы производства, чтобы сократить – более чем на 20 000 автомобилей – запасы готовой продукции, вспоминает Комаров. Сейчас сверхнормативных остатков нет, отмечает он. Ранее «АвтоВАЗ» сообщал о корректировке производственного графика: в частности, с июля на второй линии главного конвейера (где выпускаются Priora и Samara) будет введен односменный режим работы, а высвободившийся персонал займут на других участках, включая линию, где выпускаются автомобили на платформе альянса Renault-Nissan.

В мае продажи автомобилей в России упали на 12%, у «АвтоВАЗа» – на 18%. Из-за общего снижения спроса российский автомобильный рынок скорее всего будет сокращаться до конца лета, думает Комаров. От нехватки средств у потенциальных покупателей страдают в первую очередь продавцы автомобилей экономкласса. Так что снижение продаж в бюджетном секторе, основном для «АвтоВАЗа», будет традиционно более заметным, отмечает Комаров: «Мы надеемся, что стабилизация рынка начнется в сентябре». «АвтоВАЗу» поможет растущий спрос на новые модели, добавляет он: весной завод увеличил производство дефицитной Lada Largus, в июне в автосалоны поступила Lada Kalina нового поколения. Поддержку продажам будет оказывать и спрос на Lada Granta, которая является бестселлером в России девять месяцев подряд, уверен Комаров. Планируемые финансовые результаты «АвтоВАЗа» по итогам 2013 г. Комаров не раскрыл. «Наша цель – добиться положительного финансового результата по итогам года», – отметил он.

Российский автомобильный рынок может сократиться в 2013 г. на 10%, соглашаются с прогнозами «АвтоВАЗа» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Спад скорее всего прекратится осенью. Но это произойдет из-за низкой базы осени 2012 г., а общая ситуация изменится не скоро, считают эксперты: стагнация из-за глобальной экономической ситуации может продлиться и в последующие годы. Стимулировать рынок можно за счет кардинального снижения ставок автокредитов (в 2–3 раза до 5–7% в годовых) и обновления парка, в том числе принудительными методами, уверен Дацкив.