Great Wall и Тульская область подписали соглашение о строительстве автозавода

Компания хочет воспользоваться политической конъюнктурой, чтобы расширить присутствие на российском рынке
Valentina Petrova/ AP

Китайский автопроизводитель Great Wall Motors собирается построить автозавод мощностью 150 000 автомобилей в год в Тульской области. Соглашение о строительстве подписали губернатор Тульской области Владимир Груздев и председатель правления Great Wall Motor Company Вэй Цзяньцзунь во вторник во время официального визита российской делегации в КНР, передает Интерфакс.

На территории индустриального парка «Узловая» в Тульской области будет построен завод полного цикла, включающего штамповку, сварку, окраску, сборку и производства комплектующих. Строительство китайская компания собирается начать в этом году. Завод должен быть запущен к 2017 г. и будет выпускать внедорожники Haval. Объем инвестиций оценивается в 18 млрд руб. ($520 миллионов). Haval будут выпускаться по технологии CKD, сказали «Ведомостям» в российском представительстве компании. Вариант предварительной крупноузловой сборки (SKD) не обсуждался. В ближайшие годы компания собирается довести локализацию до 30%, рассказал Reuters замминистра экономического развития Тульской области Олег Федосов. По его словам, названная сумма инвестиций рассчитана также на завод двигателей, строительство которого планируется в перспективе.

Российское правительство с 2006 г. привлекало иностранные инвестиции в автопром, предоставляя льготы производителям, которые согласились локализовать часть стоимости автомобиля и подписали соглашения о промсборке. У Great Wall нет соглашения о промсборке, но инвестор будет пользоваться местными льготами индустриального парка "Узловая", предусматривающими снижение налога на прибыль до 15,5% и паузу по уплате налога на имущество в течение 10 лет, сказал Федосов.

Great Wall пытался зайти в Россию с середины 2000-х годов, но ограничилась мелкосерийной крупноузловой сборкой в поселке Гжель Московской области.

Китайский автопроизводитель, заявляя сейчас о планах строительства завода, скорее всего, хочет воспользоваться политической конъюнктурой, и, возможно, ему удастся ее использовать для расширения присутствия на рынке, считает аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов. Он не верит, что Great Wall сможет в ближайшие несколько лет выйти на производство 150 000 автомобилей, поскольку уже присутствующие в России иностранные производители имеют преимущество в виде льгот. Но улучшить позиции на рынке удастся за счет низкой себестоимости китайских комплектующих, к тому же, китайцы, возможно, рассчитывают на собственную правительственную программу поддержки экспорта, считает аналитик. В феврале 2014 г. Great Wall отказалась от планов строительства нового завода в Таиланде, объяснив это политической нестабильностью в этой стране, сообщала The Wall Street Journal.

Great Wall продал в России в 2013 г. 19 954 автомоибиля (данные Ассоциации европейского бизнеса). По итогам четырех месяцев 2014 г. продажи снизились на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 5595 машин.

Автомобили Haval будут представлены в августе на Московском автосалоне. Тогда же компания объявит дату начала продаж, сказали в представительстве.

Российский авторынок в прошлом году сократился на 5,5% до 2,78 миллиона машин. По итога первых 4 месяцев продажи снизились на 4%. В этом году эксперты и участники рынка ждут снижения продаж автомобилей от 1,6 до 20% в первую очередь из-за девальвации рубля, но считают перспективным сегмент внедорожников, отмечает Reuters.

В 2013 г. на российском рынке реализовано 101 000 автомобилей китайских марок, больше половины обеспечили быстрорастущие марки Geely и Lifan, подсчитал «Автостат». В этом году у дилеров в России появились автомобили Changan, на очереди - возвращение марок Brilliance, BYD и JAC, и новая марка Hawtai.