Статья опубликована в № 3622 от 03.07.2014 под заголовком: Не хватило полумиллиарда

«Автодор» в 2013 году заработал лишь 1,5 млрд рублей

«Автодор» в 2013 г. заработал лишь 1,5 млрд руб. Пока управление государственными платными дорогами финансируется за счет бюджета, а не сборов с пользователей
Денис Абрамов / Ведомости

Госкомпания «Автодор» отчиталась за 2013 г. Это четвертый год ее работы, под управлением госкомпании три действующие федеральные трассы (М1 «Беларусь», М3 «Украина» и М4 «Дон»), ей также поручено строить платную автомагистраль М11 Москва - Санкт-Петербург и Центральную кольцевую автодорогу.

В 2013 г. заработали три платных участка - три секции на М4 «Дон» общей протяженностью 153 км. В 2012 г. работали лишь две платные секции на М4 «Дон» общей протяженностью около 70 км. Сборы за проезд по ним тогда составили 750 млн руб. - на 42% ниже плана: не все платные участки удалось ввести в срок.

По итогам прошлого года доходы от платы за проезд удвоились - 1,46 млрд руб. Но план выполнить все равно не удалось: «Автодор» прогнозировал, что доходы превысят 2 млрд руб. Недобор составил 0,56 млрд, или 28% плана. Причина все та же - поздний ввод в эксплуатацию. Обходы Богородицка и Ефремова в платном режиме заработали в сентябре вместо июля, а Ельца и Яркина - в декабре вместо сентября. Были проблемы с оформлением земельных участков под пункты сбора платы, объяснял представитель госкомпании.

Главное - что это не проблема спроса, он гарантирован, уверен федеральный чиновник, курирующий транспорт: по опыту работы первых платных участков видно, что пользователи готовы платить разумную цену за качество и скорость. Так, трафик на М4 «Дон» был в среднем на 25% выше прогнозного, говорил ранее предправления «Автодора» Сергей Кельбах. Грузовой поток также оказался больше планового, следует из отчетности: «Автодор» собрал на 28% больше платы за возмещение ущерба от перевозки тяжеловесных грузов.

Все собранные с пользователей деньги «Автодор» может использовать только на управление дорогами, но пока доля собственных доходов в бюджете госкомпании невелика - чуть более 1,5% от всех поступлений и 11% от текущих расходов (см. график). «Автодор» рассчитывает профинансировать текущие расходы за счет собственных доходов, в том числе и от сбора платы, лишь после 2025 г., говорится в инвестиционной политике госкомпании. Но и цены будут расти, планирует «Автодор». Сейчас максимальный тариф «Автодора» - 1 руб. за 1 км на дорогах, реконструированных госкомпанией, и 1,5 руб. за 1 км на новых (см. врез). С 2012 г. предусмотрена ежегодная индексация тарифов на величину инфляции. Это социально умеренный уровень цен, который позволит пользователям привыкнуть к платным дорогам, но с 2020 г. удельная доходность платных дорог и тарифы должны постепенно вырасти до европейского уровня, т. е. на 30-40%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать