«АвтоВАЗ» выбрал лимиты по утилизации

Крупнейший российский автопроизводитель при квоте в 40 000 к 20 октября получил 70 000 заявок от покупателей, многие из которых уже сдали свой автомобиль в утиль; Минпромторг пообещал продление программы - в 2015 году
А.Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ» приостановил прием заявок на покупку своих автомобилей по государственной программе утилизации. «Продажи по программе утилизации превзошли все ожидания», - сообщила компания. Количество желающих приобрести автомобили Lada по программе утилизации на 20 октября превысило 70 000 человек, компания «временно приостановила» прием заявок и обеспечит собранные заказы. «По состоянию на 19 октября в рамках программы «АвтоВАЗ» продал более 40 000 автомобилей», - сказали на предприятии.

Программа утилизации стартовала в начале сентября. Автопроизводители согласились предоставить скидки на выпущенные в России машины (от 40 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа и схемы продажи - через утилизацию или trade-in). Когда по программе будет продано 170 000 шт., компании получат из бюджета 10 млрд руб. субсидий. Чтобы денег хватило всем, Минпромторг предварительно определил квоты продаж для каждого производителя с учетом масштаба предприятия, его доли на рынке, объясняли сотрудники двух автомобильных компаний. Детали распределения квот не раскрываются. Косвенно о размерах лимитов можно судить по планам продаж в рамках программ утилизации, указывали они. К примеру, «Камаз» планирует продать 5500 шт., УАЗ - 17 000 шт. Предварительный лимит по программе у Ford Sollers - более 4000 автомобилей, сообщала компания.

Крупнейший российский автопроизводитель еще неделю назад не ожидал столь высокой отдачи от программы. «АвтоВАЗ» выберет лимит в 40 000 шт. к середине ноября, говорил «Ведомостям» человек, близкий к компании. Официальный представитель на вопросы не ответил. При запуске программы планировалось, что участие продлится до 15 декабря.

"АвтоВАЗ" приостановил прием заказов от дилеров на выдачу автомобилей по программе утилизации еще в субботу, рассказал один из продавцов автомобилей Lada. По его словам, пока не понятно, когда получат машины покупатели, уже сдавшие старую машину в утилизацию, но не успевшие получить новый автомобиль из-за приостановки программы. "Таких у нас набралось около 100 человек", - сказал дилер. В сообщении "АвтоВАЗа" говорится, что "оставшиеся автомобили будут переданы клиентам по мере получения машин с конвейера".

Объявив о временной приостановке приема заявок «АвтоВАЗ» намекнул на необходимость продолжения программы и повышения своих лимитов. Минпромторг заявил, что программа может быть пролонгирована в 2015 г. Основная ее цель - реализовать 170 000 автомобилей - будет выполнена раньше срока, сказали в министерстве. Сейчас «продано 70 000 машин, при этом динамика продаж показывает рост с каждой новой неделей», сообщил руководитель ведомства Денис Мантуров: «Сомнений в эффективности принятых мер не остается». Программа не только показала эффективность при поддержке отечественных автопроизводителей, но и принесла пользу экономике России, считают в министерстве. Потраченные на выплату компенсаций автодилерам 10 млрд руб. вернутся в бюджет в виде налогов с проданных автомобилей в размере 15 млрд. По мнению министра, программа сыграла и психологическую роль, поддержав в иностранных инвесторах уверенность в защищенности своих вложений. Освобождение отечественного автопарка от старого транспорта улучшит общую экологическую ситуацию и загрузит работой утилизационные площадки по переработке металлолома, сказали в министерстве.

В сентябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 20,1% до 197 233 шт. (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, АЕБ). Продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали «очевидное улучшение по сравнению с августом» (-22,9%), отметили в АЕБ.

До конца года АЕБ не ожидает «фундаментальных изменений рыночного тренда» - годовой прогноз сохраняется на уровне 2,45 млн шт., т. е. рынок упадет на 12% к 2013 г. (снижение на 9 месяцев составило 13%). При самой оптимистичной оценке авторынок может снизиться на 10-11%, если программа утилизации набирает обороты и окажет положительное влияние. Эффект от утилизационных программ проявился в полной мере в октябре, говорил Владимир Беспалов из «ВТБ капитала». Хотя «АвтоВАЗ» благодаря программе уже смог увеличить рыночную долю до 19,4% в сентябре против 16,3% в августе.