«Камаз» за последние два месяца резко увеличил экспортные поставки

«Камаз» в августе - сентябре резко увеличил экспортные поставки. Помогли заказы из Африки и эффект низкой базы во втором полугодии 2013 г.
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Экспортные поставки «Камаза», на треть сократившиеся в январе - июле 2014 г. в сравнении с таким же периодом 2013 г., в августе - сентябре подскочили в 1,8 раза до 1180 грузовиков и сборочных комплектов, а выручка от этих поставок - в 2,3 раза до 1,75 млрд руб., следует из материалов Минпромторга, предоставленных «Ведомостям». За девять месяцев экспорт «Камаза» снизился на 17% до 3758 грузовиков на общую сумму 5,95 млрд руб.: поставки в страны СНГ сократились на 22% до 3175 шт. (4,96 млрд руб., -17%), в страны дальнего зарубежья - выросли на 30,1% до 583 шт. (980 млн руб., +24%).

Увеличивают экспорт и другие производители. Из российских производителей легковых автомобилей экспорт продолжает наращивать московский завод Renault - «Рено Россия» (+28,5% по итогам девяти месяцев, 506 шт.) и СП «Джи эм - АвтоВАЗ», которое выпускает внедорожник Chevrolet Niva (+11,4%, 3106 шт.). Экспорт «АвтоВАЗа» за девять месяцев сократился на 29,7% до 37 817 автомобилей (за семь месяцев - на 23,2%), по данным Минпромторга.

Основной зарубежный рынок «Камаза» - Казахстан, за пределами СНГ - страны Азии, Латинской Америки и Африки, перечисляет представитель «Камаза». Увеличение экспорта за пределы СНГ связано прежде всего с ростом заказов из Африки, сказал он, но подробности не раскрыл.

В условиях ослабления рубля выгодно развивать поставки в страны дальнего зарубежья, говорил в интервью «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Контракты на поставку грузовиков в страны дальнего зарубежья фиксируются в валюте (в основном в долларах) на момент заключения, а сами контракты долгосрочные, объясняет представитель компании. За год (с 21 октября 2013 г. по 21 октября 2014 г.) рубль подешевел к доллару на 28,4%.

В 2013 г. выручка «Камаза» от экспорта грузовиков и сборочных комплектов составила 10,66 млрд руб. (9,3% консолидированной выручки), следует из его годового отчета. В страны дальнего зарубежья было отправлено 700 машин (12% всех зарубежных поставок). В январе - сентябре 2014 г. средняя стоимость грузовика, поставленного в страны дальнего зарубежья, составила 1,68 млн руб. (в 2013 г. - 1,76 млн руб.), по данным Минпромторга. Структура экспортных поставок по комплектациям и модификациям каждый год разная, комментирует представитель «Камаза». По его словам, африканские страны, как правило, закупают самые дешевые комплектации, но за счет эффекта девальвации рублевая выручка находится на привлекательном уровне. К примеру, при заключении контракта в 2013 г. и цене грузовика $40 000 его рублевая стоимость составляла 1,28 млн руб. (при среднем курсе доллара в 2013 г. 31,9 руб. за доллар), а при текущем курсе (41 руб. за доллар) компания выручит 1,64 млн руб.

По итогам 2014 г. «Камаз» собирается поставить за рубеж около 6000 шт. (+5%), говорит представитель компании. Если доля поставок в дальние страны в общем экспорте будет такой же, как и по итогам девяти месяцев 2014 г. (15,5%), то туда будет отправлено 900 шт. (рост почти на 30%).

По словам представителя, с учетом длительности исполнения зарубежных контрактов эффект девальвации для развития экспорта компания почувствует в полной мере в 2015 г.

Улучшение общей динамики экспорта «Камаза» помимо желания использовать выгоду от девальвации рубля связано с эффектом низкой базы, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: в первом полугодии 2013 г. компания поставила много грузовиков в Казахстан (накануне введения в этой стране «Евро-4»), затем поставки снизились.