Минпромторг может увеличить финансирование программы утилизации автохлама

Минпромторг может увеличить финансирование программы утилизации автохлама до конца года с 10 млрд до 15 млрд руб. Некоторые автопроизводители уже полностью выбрали свою квоту
PhotoXPress

Минпромторг по предложению автопроизводителей рассматривает возможность продления программы утилизации автомобилей в 2014 г. Об этом вчера рассказал на конференции «Ведомостей» «Автоэволюция» начальник департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.

Минпромторг выделит в этом году 10 млрд руб. на утилизацию автохлама. Чтобы денег хватило всем, с компаниями заранее были оговорены лимиты госпомощи, поясняли источники «Ведомостей». К примеру, для «АвтоВАЗа», «Камаза» и группы ГАЗ он составил по 2 млрд руб. В случае с «АвтоВАЗом» это эквивалентно продажам примерно 40 000 машин. Но спрос оказался настолько высоким, что «АвтоВАЗ» и группа ГАЗ приостановили прием заявок на продажу новых машин по этой программе. Близка к досрочной приостановке программы и Ford Sollers. «АвтоВАЗ» объявил во вторник, что продал по программе утилизации более 40 000 машин, еще на 30 000 получил заявки. Эти автомобили компания обещает передать «клиентам по мере получения машин с конвейера». Компании могут продавать и больше машин, если возьмут на себя часть утилизационной субсидии, объясняет федеральный чиновник.

Минпромторг обещает продолжить программу утилизации в следующем году. Но перерыв чреват усилением падения рынка. К тому же в этом случае на новую раскачку потребуется еще примерно 1,5 месяца, говорит Морозов. Но самое важное - эта программа помимо решения вопроса экологии и поддержки автопрома и смежных отраслей приносит доход для государства: примерно 1,25 руб. поступлений в федеральный бюджет на каждый вложенный рубль, подчеркивает он.

Программа утилизации продемонстрировала востребованность и эффективность, отмечают в один голос представители «Камаза», Sollers, Renault, группы ГАЗ. Долгосрочный подход и отсутствие пауз обеспечат стабильность и прогнозируемость, сказал вице-президент по маркетингу и продажам «АвтоВАЗа» Денис Петрунин. Потенциал для программы утилизации с учетом устаревшего автопарка в стране огромен, добавил он.

Всего с 1 сентября по 19 октября по программе утилизации было продано 70 354 автомобиля. По данным Минпромторга, лидирует «АвтоВАЗ» - 38 869 шт. (53,8%). За ним идут УАЗ (4840 шт.) и «Фольксваген груп рус» (4654 шт.).

Чтобы продлить программу утилизации до конца года, обсуждается возможность увеличения субсидий, говорят сотрудники двух автоконцернов. Соответствующий документ еще готовится и может появиться в ноябре. По словам собеседников «Ведомостей», на продолжение программы утилизации, по предварительной оценке, потребуется до 5 млрд руб. Предположительно это позволит продать еще более 90 000 автомобилей - в основном легковых, добавляет один из них. А в 2015 г. на субсидии может потребоваться около 20 млрд руб., отмечает он. Активность будет высокой, но не настолько, как сейчас, думает он.

Морозов не стал комментировать эти цифры.

За счет каких источников будут найдены дополнительные средства, источники «Ведомостей» не говорят. Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответил.

По оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, в случае паузы в программе утилизации перед ее продолжением в 2015 г. продажи автомобилей в стране могут упасть на 5-10 п. п. сильнее, чем в случае отсутствия перерыва. Понимая, что программу продлят в следующем году, многие отложат покупку автомобиля, объясняет он.