Китайские автомобильные марки опередили российские по количеству дилерских центров в России

Сергей Портер/ Ведомости

В России сейчас работают 4075 дилерских центров по продажам новых легковых автомобилей, сообщил «Автостат». За год прибавилось 124 дилерских центра (рост на 3,1%), при этом закрылось 64 центра (без учета ушедших с рынка ЗАЗ и ТагАЗ) и появилось 189 новых (в расчет принимались дилерские контракты или "номера").

За год выросло число дилерских центров премиальных брендов (на 27) и примерно на столько же снизилось количество дилерских центров массовых иностранных брендов (20). Самая широкая сеть дилеров сейчас у Mercedes-Benz - 64 (за год открылись 4), у Audi - 59 (3), у BMW - 58 (закрылись 3) и у Land Rover - 51 (открылся 1). Больше всех среди премиум-сегмента открыл дилерских центров за год Jaguar - 8 (всего 46).

За пять лет число дилерских центров премиальных марок выросло почти в 1,5 раза - с 319 до 464. Объем продаж в сегменте премиум сейчас в два раза превышает показатель докризисного 2008 г. и на фоне общего падения российского рынка на 12,7% (за 10 месяцев, данные АЕБ) сохранился на уровне прошлого года - около 180 000 машин.

За год открылся 161 новый дилерский центр китайских брендов, а число дилерских центров российских брендов снизилось на 44. Суммарное количество дилерских центров китайских марок (668) опередило общее количество дилерских центров отечественных марок (667). Больше всего дилерских точек у Lifan - 153 (рост на 27) и Chery - 105 (рост на 3). Начали осваивать российский рынок Changan, открывший за год 45 центров, JAC (25), DongFeng (19) и Brilliance (18). Активнее всех расширялись Lifan и Haima - на 25 (всего 50).

Самой большой дилерская сеть по-прежнему остается у бренда Lada (382), потерявшего за год 54 дилера. GM-Avtovaz продают и обслуживают в 159 центрах (рост на 11), UAZ - в 126 (закрылся 1). Среди иномарок лидируют сети Renault (167, больше на 13 ), Kia (161, меньше на 6) и Chevrolet (160, больше на 5).

Наибольший прирост в этом году показали дилерские сети Renault (на 13) и Volkswagen (на 14). Также расширялись Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet. Начала формироваться дилерская сеть Datsun. Центры продаж и обслуживания Fiat и Daewoo, наоборот, продолжали быстро сокращаться - на 30 и 41 центр соответственно. С рынка ушли ЗАЗ, ликвидировавший 86 центров, и ТагАЗ-Vortex-BYD - 158.

Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен, говорят в «Автостате». В последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5-10%. Рост происходит за счет премиум-сегмента и китайских марок.