Авто
Бесплатный
Дмитрий Горшенин
Статья опубликована в № 3735 от 11.12.2014 под заголовком: Итоги года в Санкт-Петербурге: Автомобиль без наценки

Продажи машин в Петербурге падают быстрее, чем автопроизводство

Затяжное падение авторынка меняет структуру доходов петербургских дилеров: они готовы продавать новые машины без маржи, но рассчитывают на прибыль от сервиса и подержанных авто
Автозаводы готовы расширять производство за счет массовых марок
Е. Егоров / Ведомости

Производство машин в Петербурге по итогам года сократится на 8-10% до 360 000 автомобилей, прогнозирует гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Падение началось в 2013 г. За 10 месяцев 2014 г. заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили 301 000 автомобилей, на 7% меньше, чем за тот же период 2013 г., подсчитали в «Auto-Dealer-СПб». В октябре спад был рекордным за всю историю петербургского автопрома - 23% по отношению к октябрю 2013 г. (на 1% меньше, чем в сентябре).

Производители расширяют производство. Nissan открыл вторую очередь стоимостью 167 млн евро, которая позволит увеличить мощность с 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Toyota в 2015 г. собирается также удвоить мощность до 100 000 авто. В 2015 г. Nissan начнет выпускать Qashqai, Toyota обновила Camry и в 2016 г. собирается выпускать RAV4. GM в 2015 г. обещает открыть производство кроссоверов Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. «Qashqai - лидер продаж. Запуская самую массовую модель, мы потенциально загрузим завод на третью рабочую смену», - говорил в интервью «Ведомостям» гендиректор ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Дмитрий Михайлов. «В этом году в России продано около 30 000 Nissan Qashqai, в 2013 г. - больше 40 000. При возвращении рынка на уровень хотя бы прошлого года основной объем загрузки второй очереди завода будет обеспечен», - подтверждает Чаплыгин. В этом году, по его оценке, будет продано около 35 000 Toyota RAV4. По оценкам «Auto-Dealer-СПб», в этом году средняя загрузка производственных мощностей петербургских заводов упала с 92 до 85%.

Продажи автомобилей падают еще быстрее производства. За 10 месяцев 2014 г. в Петербурге продано 152 700 машин, на 9% меньше, чем годом раньше, подсчитала «Auto-Dealer-СПб». Российский рынок, по данным АЕБ, сократился на 13%. Продажи в Петербурге сократятся минимум на 10% к концу года, уверен Чаплыгин. Локомотив рынка - премиум-бренды, цитирует пресс-служба директора дилерского центра «Рольф автопрайм» (Jaguar, Land Rover) Максима Вирченко. Продажи «Рольф премиум» за 10 месяцев 2014 г. выросли на 36,7%. Премиум-сегмент наименее восприимчив к колебаниям на рынке, согласен Евгений Войтенков, гендиректор «Олимпа» (дилер Mercedes, Porshe). «Этот год мы закроем с показателем плюс 20%», - добавляет он. Евгений Пекарский, гендиректор «Атлант М Лахта» (дилер Opel, Chevrolet, Saab, Hummer), прогнозирует у себя спад продаж по итогам года на 13-15%.

Продажи подстегнула осенняя девальвация рубля. Падение курса на 2-3 руб. в день напугало людей и они пошли в автоцентры, говорит директор по продажам автоцентра «Аврора» Михаил Геворков. Продажи в «Атлант М Лахта», по словам Пекарского, выросли в ноябре на 10-15% по сравнению с октябрем. Геворков рассказывает, что «Аврора» в среднем заключала 900 контрактов в месяц, а в ноябре 2014 г. - 1400, ноябрьский ажиотаж был характерен для всего рынка.

Сужение рынка изменило структуру доходов дилеров. Маржа, составлявшая 3-4% в начале года, к середине года упала до 0-1%, говорит Геворков. Из-за конкуренции дилеры продают новые автомобили массовых брендов «в ноль», подтверждает Вирченко. По его словам, прибыль от сделки теперь рассматривают комплексно, принимая в расчет не только наценку на автомобиль и бонус от импортера, но и дополнительные услуги, и сервис». Сервис (работы и запчасти) компенсирует почти 100% всех издержек автоцентра, добавляет он. Прибыль от сервиса и запчастей в среднем по рынку - порядка 85%, в начале года было 60%, говорит Геворков. «Новые автомобили приносят Wagner более 32% доходов, сервис - более 40%», - рассказывает гендиректор группы Дмитрий Царев. Он не рассчитывает на улучшение в 2015 г.: «Склады пусты, экономика сжимается, девальвация рубля приведет к неминуемому росту цен на автомобили». По данным Чаплыгина, цены на автомобили в Петербурге в начале декабря поднялись от 2 до 15%. В «Атлант М Лахта» в декабре они выросли от 5 до 15%.

Из-за повышения цен покупатели обратят внимание на автомобили с пробегом, этот сегмент будет расти, прогнозирует Вирченко. Продажи новых автомобилей снизятся на 15%, добавляет он. С этой оценкой согласен Пекарский.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more