Автодилеры просят 20 млрд рублей на программу льготного автокредитования

Автодилеры вновь просят о возобновлении программы льготного автокредитования - 20 млрд руб. Эти деньги помогут продать почти 700 000 машин
Максим Стулов/ Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» («Роад», объединяет около 4000 дилеров) направила письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой возобновить программу льготного автокредитования, рассказал «Ведомостям» один из ее участников. Вчера письмо направлено через электронную форму на сайте правительства, уточнил представитель ассоциации. Копию документа, имеющегося в распоряжении «Ведомостей», он подтвердил. Помимо Медведева письмо адресовано вице-премьерам Аркадию Дворковичу и Ольге Голодец, а также министру промышленности и торговли Денису Мантурову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву.

«Отрасль не сможет удержаться от существенного падения в случае невозможности покупки автомобиля потенциальными покупателями в кредит», - пишет «Роад», отмечая, что программа поддержки автокредитования «может быть эффективна при совместном участии банков, производителей и государства». По мнению ассоциации, для поддержания рынка необходимо обеспечить ставку на уровне максимум 15% годовых на срок от трех лет. 15% - это эффективная ставка, т. е. полученная после возмещения части процентов по кредиту государством, объясняет один из авторов письма. «Это позволит продавать в кредит 30% от годовых продаж автомобилей, по нашим оценкам, 620 000-680 000 автомобилей», - указано в письме.

«Роад» просит выделить на программу 20 млрд руб. на 2015 г. или 10 млрд руб. на полгода. Субсидирование показало свою эффективность, напоминает ассоциация: «По данным Минпромторга, в 2013 г. на программу льготного кредитования потрачено 8,6 млрд руб., вернулось в виде налогов 28 млрд руб.».

Утилизация - очень важный инструмент, но вместе с льготным автокредитованием она дала бы больший эффект, уверен президент «Роад» Владимир Моженков. По его подсчетам, с внедрением обеих программ рынок в 2015 г. может составить около 2 млн автомобилей. При этом Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует снижение рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в 2015 г. на 24% - до 1,89 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. «Сокращение рынка на 28-30%, которое ожидают эксперты, - это сокращение ВВП страны на 0,5% в 2015 г.», - указывает «Роад» в своем письме.

Именно доступное автокредитование помогло рынку приблизиться к 3 млн проданных автомобилей в год, уверяет Моженков. В 2014 г., по его подсчетам, в кредит было продано примерно 850 000-900 000 автомобилей (всего, по данным АЕБ, 2,49 млн штук). У производителей на продажи в кредит в 2014 г. приходилось 35-47%, но в январе этот уровень составил всего 8%, сетует Моженков.

Падение выдачи автокредитов подтверждают и банкиры. Автокредитование и продажи автомобилей стагнировали весь 2014 год, говорил недавно председатель правления «ВТБ 24» (лидер по автокредитованию) Михаил Задорнов. По данным «Секвойя кредит консолидейшн», в январе - октябре 2014 г. банки выдали на 15% меньше автокредитов, чем годом ранее, в денежном выражении займы сократились на 10%.

Медведев еще в декабре поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития до 5 февраля 2015 г. проработать вопрос о целесообразности возобновления программы льготного автокредитования. На прошлой неделе премьер провел совещание, где было решено сформировать список неотложных мер поддержки отрасли - и льготное автокредитование может войти в число инструментов, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник. Впрочем, Мантуров ранее настаивал: с учетом высоких ставок по автокредитам и закредитованности населения этот инструмент будет малоэффективен. Вчера пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответила.

Программа утилизации как мера поддержки спроса поддерживает рынок, но в прошлом году большая часть клиентов, сдавая автомобиль в trade-in, покупала новый с использованием кредитных средств, говорит исполнительный директор «Рольфа» Виталий Павловский. Уровень ставки в 14-15% позволит продавать в кредит 35% автомобилей, что поддержит обваливающийся рынок, рассуждает он.

Именно льготное автокредитование поможет поддержать рынок, соглашается старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко: утилизацию надо продолжать и она имеет долгосрочный эффект. По мнению Литвиненко, в этом году особая ситуация: сочетание повышения рублевых цен, сворачивания кредитования банками и высоких процентных ставок, поэтому льготные кредиты могут смягчить снижение продаж. Важно не напугать иностранных автопроизводителей и сохранить здоровую дилерскую сеть, указывает Литвиненко из PwC. Россияне не перестали любить автомобили, но их возможности резко сократились, а доступные кредиты в краткосрочной перспективе оставляют возможность совершить покупку, резюмирует эксперт.