«Камаз» ожидает 107,7 млрд рублей выручки за прошлый год

«Камаз» рассчитывает получить прибыль по итогам 2014 г., несмотря на сложную ситуацию в автопроме. В этом году автогигант продолжит антикризисные меры и также надеется, что поможет программа утилизации

«Камаз» ожидает выручку по МСФО за прошлый год в 107,7 млрд руб., говорится в пресс-релизе автозавода. Это на 5,7% меньше, чем в 2013 г., тогда компания получила 114,3 млрд руб. выручки.

ОАО «Камаз»

Основные акционеры (данные на 1 декабря 2014 г.): госкорпорация «Ростех» (49,9%), Avtoinvest Limited (20,81%), Daimler AG (15%), Kamaz International Management CO., L.P. (4,25%), ООО «Финансово-лизинговая компания «Камаз» (3,72%), Decodelement Services Limited (2,73%). Капитализация - 20,16 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2014 г.): выручка - 47,6 млрд руб., чистый убыток - 1,5 млрд руб. Операционные показатели (январь - ноябрь 2014 г., данные «АСМ-холдинга»): производство - 35 813, отгрузка - 33 090 грузовых автомобилей. Входит в группу компаний «Камаз». pвыпускает более 40 моделей грузовых автомобилей, представленных более 1500 комплектациями. Группа «Камаз» объединяет 110 компаний из России, СНГ и дальнего зарубежья.

В прошлом году «Камаз» продал 38 900 грузовиков (из них на российском рынке - почти 32 600), на 14,4% меньше, чем в 2013 г.

Фактические результаты финансово-экономической деятельности в 2014 г. будут подведены позднее, но уже сегодня в компании уверены, что антикризисные меры прошлого года позволят закончить год с положительным финансовым результатом, говорится в пресс-релизе. По итогам прошлого года «Камаз» может получить до 3,5 млрд руб. чистой прибыли, считает аналитик «Инстафорекса» Антон Фомин. В 2013 г. чистая прибыль автозавода составила 4,4 млрд руб.

Программа утилизации, а также окончание ряда инвестпрограмм, в частности проекта новой кабины, позволили «Камазу» закончить год лучше рынка, поэтому неудивительно, что они ожидают прибыль, говорит управляющий партнер EURussia Рartners Иван Бончев. По его словам, на руку автопроизводителю сыграл рост курса доллара, поскольку «большинство комплектующих у них номинировано в рублях». «В этом году сработают те же факторы, даже в большей степени, поскольку год будет тяжелее, чем прошлый», - считает Бончев. Программа утилизации в I квартале 2015 г. будет продолжена, есть большая вероятность, что она продлится и далее, а «Камаз» останется ее основным бенефициаром. «В целом рынок коммерческой техники в этом году может просесть более чем на 30%», - прогнозирует он.

В этом году спрос на грузовые автомобили продолжит снижаться и рынок может сократиться еще на 10-12% и составить менее 90 000 автомобилей, считает Фомин. По его словам, оживление рынка возможно не ранее 2016 г.

По данным «Автостата», объем российского рынка новых грузовых автомобилей за прошлый год сократился на 20,5% по сравнению с 2013 г. В рейтинге продаж лидирует «Камаз», его основными конкурентами стали ГАЗ, который продал 9222 грузовика (-19,2% к 2013 г.), и МАЗ (7638 грузовиков, -22,7%). При этом в декабре 2014 г. продажи «Камаза» и МАЗа просели на треть (32,2 и 29,6% к декабрю 2013 г. соответственно), а ГАЗ закончил месяц в плюсе, прибавив 3,7%. «Основная антикризисная мера 2014 г. - сокращение издержек, в том числе по электроэнергии, а также отказ от посредников в пользу прямых контрактов», - говорит пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев. В прошлом году автозавод снижал затраты на самые продаваемые модели, напомнил он. Свою роль («нельзя сказать, что ключевую, но важную») сыграла и программа утилизации, запущенная осенью 2014 г., говорит он. В этом году программа утилизации будет продлена на прежних условиях, на нее будет выделено 10 млрд руб.

Среди антикризисных мер, запущенных на «Камазе» в прошлом году, - режим неполной рабочей недели: приказ об этом, как сообщал в ноябре 2014 г. и. о. заместителя гендиректора компании по персоналу и организационному развитию Сергей Романюк, издан в сентябре 2014 г. и действует с ноября по апрель 2015 г. «У компании в плане оптимизации выбор небольшой - или неполная рабочая неделя, или сокращение персонала. Мы, учитывая влияние «Камаза» на экономику Набережных Челнов, выбрали первый, наименее болезненный с социальной точки зрения путь», - отмечает Афанасьев. Простой оплачивается, хотя, конечно, работник теряет в зарплате, продолжает он. По словам Афанасьева, в случае кардинального ухудшения ситуации на заводе не исключают введения трехдневной рабочей недели и прорабатывают меры по возобновлению на время простоя общественных работ - они «хорошо себя зарекомендовали во время последнего кризиса и позволят людям дополнительно заработать».