Продажи топ-20 петербургских автодилеров за полгода снизились на 31,8%

Весь рынок упал на 38%
Сильнее всего снизили продажи за полгода «Лаура», которая банкротит часть своих центров, «Олимп» (на фото) и «Аксель групп» /Е. Егоров

Двадцать ведущих автохолдингов Петербурга за первые полгода продали 40 387 автомобилей, что на 31,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали в «Auto-Dealer-СПб». Петербургский рынок за этот период упал на 37,5% до 59 240 машин.

Расстановка в первой тройке дилеров не изменилась: группа «Рольф» продала за полгода 7390 автомобилей (-32,4% к аналогичному периоду прошлого года), «Автопродикс» – 3184 (-31,3%), Wagner – 2359 (-41,9%) (см. таблицу). На эти компании приходится 21,9% от рынка (годом раньше 20,6%). Только два дилера из топ-20 показали рост продаж – «Максимум» (Ford, Honda, Mitsubishi, Suzuki, Hyundai) и СПАРЗ (Lada и GAZ).

Сильнее всего снизили продажи за полгода «Лаура» (-68,2%), которая банкротит часть своих центров, «Олимп» (-53,9%) и «Аксель групп» (-50,6%).

«Олимп» летом закрыл центр Hyundai, а в апреле продал автоцентр Mercedes-Benz на Исполкомской улице, «Максимум» попал в первую десятку благодаря новому дилерскому центру Hyundai и Suzuki, Wagner удержался в лидирующей тройке только из-за открытия нового центра Audi, объясняет гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Наличие в портфеле марок – аутсайдеров рынка лишь увеличило падение продаж у холдингов, но не сильно сказалось на их общих позициях в рейтинге, добавляет Чаплыгин: «После ухода GM дилеры выстроились в очередь за франшизой «Лада» и некоторые из них сократили падение продаж за счет новой марки». В топ-20 не входят четыре дилера GM – «Автополе», «Р-Моторс», «Автомир» и «Атлант-М».

«Рольф» увеличил долю премиальных автомобилей в структуре продаж, сообщила представитель группы. Этот сегмент в силу специфики российской экономики меньше подвержен падению спроса, говорит она. В массовом сегменте у «Рольфа», по ее словам, удачно подобранный, диверсифицированный портфель брендов – Ford, Hyundai, Mazda, Mitsubishi, Renault, Skoda, большинство из них имеют производственные площади в России.

Главная задача Wagner в условиях нестабильной экономической ситуации – удерживать маржинальность бизнеса, а не объемы продаж, говорит Оксана Сосновская, директор по связям с общественностью группы (дилер Audi, Skoda и Volkswagen). Некоторое время портфель группы останется прежним, но при стабилизации рынка возможно его увеличение, добавляет она. Лучшие результаты по объему продаж в группе показывает Volkswagen, уточняет Сосновская.

Несмотря на двукратное падение продаж в Петербурге, валовая прибыль компании за полгода не упала за счет коэффициента покрытия сервиса (уровень текущих расходов, который покрывается выручкой от сервиса), который составил 108%, говорит директор по развитию «Аксель групп» Игорь Седов. По его словам, компания сейчас развивается больше в регионах Северо-Запада, чем в Петербурге, например, скоро откроет ДЦ Renault в Мурманске: «Петербургский рынок очень жесткий – он занят по всем позициям, доходы автобизнеса здесь ниже, чем в Москве, а затраты на открытие нового центра на 25–30% выше». Дилеры не могут получить кредиты на инвестиционные цели и пополнить оборотные средства, говорит Седов.

Дилеры закупают машины за счет финансовых структур импортеров, уточняет административный директор «Аксель групп» Андрей Кузьмин: «Мы пользуемся кредитами Volkswagen, у которого низкие процентные ставки и беспроцентная отсрочка платежа». По словам Седова, лучшие результаты в полугодии показали дилеры, стратегия которых предполагала расширение сети за счет новых центров и марок. Весной банки начали замораживать кредитные линии, ранее выданные дилерам, подтверждает Чаплыгин. Девять из 10 дилеров готовы продать бизнес, но сейчас на рынке нет денег на покупку, добавляет он.