Российский авторынок может вырасти по итогам 2018 года, считают «АвтоВАЗ» и Kia

Эксперты советуют готовиться к росту уже в следующем году
Спрос на легковые автомобили в России сокращается с 2013 г./ А. Гордеев/ Ведомости

Российский автомобильный рынок может вернуться к росту через два года, сказал телеканалу «Россия 24» президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. По итогам 2016 г. падение продолжится, а в 2017 г. рынок стабилизируется, уточнил прогноз представитель альянса Renault-Nissan, контролирующего «АвтоВАЗ».

Спрос на легковые автомобили в России сокращается с 2013 г. В 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих машин упали на 35,7%, по итогам января – апреля 2016 г. – на 14,7%, по оценке Ассоциации европейского бизнеса. Продажи «АвтоВАЗа» по итогам апреля 2016 г. впервые за 1,5 года выросли – на 8% при падении рынка на 8,5%. Прогноз дальнейших продаж Lada представитель предприятия не озвучил.

Не ждет скорого возобновления роста рынка и Kia. «Мы ожидаем, что во второй половине 2017 г. падение продаж на российском автомобильном рынке прекратится, а к 2018 г. ожидаем начало восстановления рынка», – говорит ее представитель.

Но PwC считает, что рынок легковых машин в 2016 г. сократится, по базовому прогнозу, на 15%, а в 2017 г. вырастет на 27%. По реалистичному прогнозу BCG, российские продажи автомобилей в 2016 г. сохранятся на уровне прошлого года, а в 2017 г. могут увеличиться на 7%. По мнению аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, в 2017 г. рынок вырастет примерно на 10%. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров тоже ждет роста рынка в 2017 г.

«По оптимистичному, хотя и маловероятному сценарию рынок в России может вырасти уже в 2016 г. – при среднегодовой цене на нефть выше $50 и активации продаж за счет дополнительных сервисов», – замечает старший партнер BCG Владислав Бутенко. По его мнению, возможности для снижения базовых цен при текущем слабом рубле у автоконцернов нет. В 2016 г. на рынке появятся новые локальные модели (Renault Kaptur, Hyundai Creta), но это не создаст скачка дополнительного спроса, считает он: «Они будут отъедать долю уже представленных на рынке автомобилей».

Автопроизводители ориентируются на консервативные прогнозы, чтобы контролировать издержки, комментирует Беспалов. Но нужно быть готовым и к росту, чтобы не возникло проблем с поставщиками при увеличении заказов, предупреждает он. Для этого автозаводам нужно понимать и поддерживать возможности своих контрагентов по наращиванию производства и в случае необходимости уже сейчас искать альтернативные варианты, прежде всего при поставках импортных комплектующих, советует Беспалов.

Для стимулирования продаж автомобилей в России правительство выделило 43 млрд руб., а в 2016 г. – 50 млрд руб. Текущих мер достаточно, чтобы не допускать глубоких провалов, комментирует Беспалов. Необходимости в усилении поддержки нет – это может перетянуть спрос будущих периодов, а последующее за этим падение продаж может оказаться драматичным для отрасли, замечает он.