Статья опубликована в № 4102 от 24.06.2016 под заголовком: «АвтоВАЗ» не доехал до кредита

«АвтоВАЗу» не хватило кворума, чтобы получить 20 млрд рублей займа от Renault

Предполагалось, что предприятие получит полугодовой заем под 11,5%
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На состоявшемся 23 июня годовом собрании акционеров «АвтоВАЗа» не удалось одобрить 20 млрд руб. кредита от одного из крупнейших совладельцев автозавода – французской Renault. Предполагалось, что предприятие получит полугодовой заем под 11,5%. Заявленная цель займа – оплата комплектующих.

Но поскольку это сделка с заинтересованностью, в голосовании не могли участвовать основные акционеры – госкорпорация «Ростех» и альянс Renault-Nissan. Они являются соучредителями нидерландской Alliance Rostec Auto, у которой 74,5% капитала «АвтоВАЗа». Вопрос должны были решить миноритарные акционеры, но количества зарегистрировавшихся для участия в собрании не хватило для кворума по данному вопросу. Всего для участия в собрании зарегистрировались владельцы и представители 75,85% голосующих акций «АвтоВАЗа».

Старший вице-президент Renault и директор региона Евразия Дени Левот, отвечая на вопрос «Ведомостей» о причинах провала голосования и дальнейших действиях, пообещал, что решение будет найдено. Заместитель гендиректора «Ростеха», возглавивший вчера обновленный совет директоров «АвтоВАЗа» (см. врез), Сергей Скворцов не стал комментировать эту тему.

Деньги компании нужны: в 2015 г. «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток – почти 74 млрд руб., у него отрицательный свободный денежный поток. Но новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор заверил «Ведомости», что для предприятия задержка с выделением 20-миллиардного кредита от Renault в краткосрочной перспективе некритична.

У «АвтоВАЗа» очень много миноритарных акционеров. Большинство традиционно не появляются на собраниях и их технически сложно найти, говорит Мор. Но Renault не отказывается от помощи предприятию и совместно с «Ростехом» ищет другие варианты, отмечает близкий к одному из совладельцев «АвтоВАЗа» человек. Возможно, выходом из ситуации станет планируемая докапитализация «АвтоВАЗа», размышляет он.

Совет без Гона и Чемезова

Совет директоров «АвтоВАЗа», состоящий из 15 человек, обновился на треть. В числе других его покинули президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Их планируемый уход крупнейшие акционеры «АвтоВАЗа» объясняли тем, что Гон и Чемезов продолжат участвовать в реализации стратегии развития компании через СП Alliance Rostec Auto. В совет помимо Скворцова вошли Левот, Мор, исполнительный вице-президент Renault Стефан Мюллер, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Эдуард Вайно, зампред правления УК «Роснано» Владимир Аветисян.

Это возможный выход, но процесс докапитализации может затянуться, а деньги «АвтоВАЗу» нужны сейчас, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому можно, например, привлечь кредиты у сторонних организаций под гарантии акционеров, рассуждает он. Можно дать кредит через стороннюю организацию или же напрямую без формального одобрения. В этом случае сделку могут оспорить тот или иной миноритарий, но шансы выиграть у него будут небольшими, да и в худшем случае «АвтоВАЗу» придется вернуть деньги, которые и так нужно в скором времени возвращать, говорит старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов.

Параметры и сроки докапитализации завода, призванной облегчить финансовое положение убыточного «АвтоВАЗа», еще не определены. Ожидается, что они будут названы в начале осени. Скворцов рассказал, что «Ростех» готов простить автозаводу 20 млрд руб. А остальные 31 млрд руб. долга госкорпорация готова конвертировать в капитал, заявил он. Окончательные механизмы помощи предстоит согласовать с правительством и альянсом Renault-Nissan. В любом случае акционеры готовы оказывать «АвтоВАЗу» финансовую и нефинансовую помощь, заверил Скворцов.

Если «Ростех» конвертирует в акции 30 млрд руб., то альянсу для сохранения своей доли нужно будет вложить 60 млрд руб., говорит Беспалов. Представитель Renault это не комментирует. Для сравнения: капитализация «АвтоВАЗа» составляет около 15 млрд руб.

Мор представил на новом совете среднесрочный план развития, но решений, по его словам, пока не принято, документ продолжит готовиться.

В 2016 г. «АвтоВАЗ» планирует продать в России 260 700 автомобилей Lada – на 3,1% меньше, чем в 2015 г., сообщил Мор. Рынок легковых автомобилей, по расчетам компании, упадет сильнее, в итоге доля Lada по итогам года увеличится на 2,1 п. п. до 20%. Сохранять рыночную долю на этом уровне «АвтоВАЗ» рассчитывает и в дальнейшие годы.

Поддерживать продажи новый президент «АвтоВАЗа» собирается за счет расширения продуктовой линейки, «разумно выверенной ценовой политики», стимулирования дилеров, привлечения и удержания клиентов фирменной сервисной сети, улучшения имиджа бренда Lada.

Компания не планирует массовых сокращений, сказал Мор. Сейчас «АвтоВАЗ» работает в режиме четырехдневной недели, с 15 августа вернется к полной неделе. Но в случае негативных прогнозов по рынку и продажам в IV квартале компания с середины октября может опять перейти на четырехдневную рабочую неделю, предупредил Мор. В нерабочие дни сотрудников будут привлекать к временным работам.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more