Статья опубликована в № 4104 от 28.06.2016 под заголовком: Автодилеры выезжают на такси

Автодилеры наращивают долю продаж машин бизнесу

Активные покупатели – таксомоторные компании

Российские автодилеры стали продавать больше машин покупателям-юрлицам. Доля корпоративных продаж в среднем по рынку выросла на 4,5 процентного пункта до 19,1% за 2015 г., подсчитали аналитики отраслевого журнала «Автобизнес ревю». Из 56 опрошенных изданием дилеров доля продаж юрлицам выросла у 43 компаний.

Всего за год 56 дилеров продали 101 349 новых автомобилей корпоративным клиентам – это на 20% меньше, чем в 2014 г., по данным «Автобизнес ревю». Но весь авторынок просел намного больше. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России упали за 2015 г. на 35,7% до 1,6 млн шт.

Продажи частным лицам упали сильнее, чем юридическим, констатирует главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. В отличие от потребителя, который может отложить покупку на 2–3 года в условиях финансовой нестабильности, компании подчиняются регламентам и обязаны регулярно обновлять автопарк, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

На росте доли продаж юрлицам сказались действующие лизинговые программы при закупках бюджетными предприятиями, перечисляет Удалов. Доля корпоративных продаж выросла на фоне общего падения рынка, добавляет советник по стратегическому развитию ГК «Рольф» Игорь Маляров (в 2015 г. был гендиректором «Пеликан-авто»). Стабильный спрос он замечает со стороны ритейлеров.

Самый большой прирост доли продаж юрлицам за 2015 г. был у дилера «Кан авто» – на 14,1 п. п. до 33,1% (из топ-25 дилеров по числу проданных машин; см. также график).

В этом году покупки автомобилей юрлицами у крупных автодилеров продолжают расти.

По словам директора департамента корпоративных продаж ГК «Независимость» Александра Клевкина, за январь – март 2016 г. такие продажи выросли на 4% год к году. За весь 2016 год он ожидает роста на 17%. В этом году доля корпоративных продаж сохраняется, добавляет коммерческий директор группы «Автоспеццентр» Александр Зиновьев.

Значительная доля – около 20% корпоративных клиентов «Независимости» – это иностранные компании, девальвация рубля позволила им увеличить закупки машин, добавляет Клевкин. Большую долю премиальных автомобилей выкупают небольшие компании, отмечает он. Но если раньше они просто покупали ее, то сейчас многие не могут позволить себе разовой большой траты и предпочитают лизинг.

Продажи юрлицам не так сильно упали, как рынок в целом, благодаря развитию такси – и производители делают на это ставку, говорит Удалов. Например, «Хендэ мотор СНГ» в течение трех месяцев с конца июня предлагает таксопаркам – партнерам «Яндекс.Такси» корпоративную скидку на покупку Hyundai, сообщали компании на прошлой неделе. Таксопарки обеспечивают Hyundai в России 14% корпоративных продаж, отмечал «Яндекс.Такси».

Каждая третья компания, которая обращается в «Автоспеццентр» за новым автомобилем, – таксомоторное предприятие, подтверждает Зиновьев.

В 2011 г. в России законом были зафиксированы требования к легковым такси и тогда многие потратились на обновление автопарка, напоминает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. А так как в среднем автомобиль на службе такси изнашивается за три года, то сейчас многие компании обновляют парк, поясняет он.

По данным Амосова, наиболее популярный автомобиль у служб такси – Lada Largus, но агрегаторы такси («Яндекс.Такси», Gett, Uber) неохотно работают с отечественными марками.

«Яндекс.Такси» предъявляет жесткие требования к возрасту и состоянию автомобилей – в Москве сервис подключает автомобили не старше четырех лет, говорит его представитель.

Развивается и каршеринг, напоминает Удалов. В 2015 г. в Москве заработал проект «Делимобиль» – компания обещала довести парк к концу 2016 г. до 1500 машин. Его конкурент – Anytime собирается нарастить автопарк к концу этого лета до 350 машин, а до конца 2016 г. – до 800–1000, говорит управляющий директор Юлия Баймлер. Автомобили в каршеринге должны обновляться каждые два года или каждые 70 000 км, а их пробег – 28 000–30 000 км в год, говорит она.

Представитель «Кан авто» на запрос не ответил.