Статья опубликована в № 4886 от 28.08.2019 под заголовком: «АвтоВАЗ» замедляется

Российские автозаводы снижают производство из-за падения спроса на рынке

«АвтоВАЗ» снизит скорость сборочных линий, а «GM-АвтоВАЗ» приостановит работу конвейера

«АвтоВАЗ» ожидает снижения спроса и с середины сентября на неопределенный срок уменьшит скорость некоторых линий конвейера в Тольятти, рассказали человек, знакомый с топ-менеджерами «АвтоВАЗа», и человек, близкий к компании: прежде всего тех, где собирают модели на общей платформе альянса Renault-Nissan – B0 (Lada Xray, Lada Largus, Renault Logan, Renault Sandero и их кросс-версии Stepway) и внедорожники 4x4. Число смен и длительность рабочей недели останутся прежними, заверили собеседники.

Представитель «АвтоВАЗа» не стал говорить о производственных планах завода, но подчеркнул, что производство гибко подстраивается под спрос. Сокращений персонала, по его словам, не планируется.

В июле 2019 г. российские продажи Lada остались на уровне прошлого года (по итогам семи месяцев выросли на 2%), Renault – выросли на 12%, а за семь месяцев упали на 6%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,4%, а до этого рос два года подряд.

«АвтоВАЗ» – крупнейший в России автопроизводитель. Из 1,57 млн легковых автомобилей, выпущенных в стране в 2018 г., около 503 000 шт. собрал «АвтоВАЗ». Производство в январе – июле 2019 г. было примерно на уровне прошлого года, говорит представитель автоконцерна. Единственный в 2019 г. простой на «АвтоВАЗе» в начале июля был связан с недопоставками комплектующих.

Насколько снизится скорость конвейера и само производство, собеседники «Ведомостей» не говорят. Один из поставщиков «АвтоВАЗа» сообщил, что в сентябре – октябре отправит заводу на 1–2% меньше комплектующих, чем годом раньше. Другой поставщик также говорит о небольшом снижении заказа от «АвтоВАЗа», но насколько – не сообщает.

Менеджер одной из дилерских компаний сказал, что снизил заказ на производство в октябре на 5%. Другой дилер сохранил заказы на производство в августе – октябре на уровне прошлого года. Правда, из-за этого он выберет только 70% квоты, установленной на октябрь, – прежде «АвтоВАЗ» надеялся на рост продаж, но спрос снижается и, скорее всего, падение продолжится, полагает собеседник «Ведомостей». В августе его компания, по предварительной оценке, продаст автомобилей Lada примерно на 10% меньше, чем в августе 2018 г.

Другой дилер настроен оптимистически и надеется на продажи в августе и в последующие месяцы на уровне прошлого года.

Избыточному персоналу «АвтоВАЗа» из тех подразделений, где будет замедлено производство, предложат перейти в другие подразделения, где людей не хватает из-за роста заказов, например в моторное, прессовое и штамповочное, говорит один из собеседников «Ведомостей»: это может быть несколько сотен человек. Те же, кто решит не переходить, смогут воспользоваться программой помощи с трудоустройством: получат пять средних зарплат (или 12 минимальных размеров оплаты труда, смотря что больше) при наличии гарантийного письма о трудоустройстве от нового работодателя, знает собеседник «Ведомостей». Эта программа действует на предприятии уже три года, заметил другой собеседник.

Совместное предприятие GM и «АвтоВАЗа» тоже планирует сократить производство: из-за снижения спроса завод приостановит в сентябре конвейер, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами СП. Конвейер будет стоять со 2 по 6 сентября, подтвердил представитель СП. Это нужно для оптимизации баланса спроса и предложения на внедорожники Chevrolet Niva, сказал он. В январе – июле 2019 г. их продажи в России упали почти на 25% и составили 12 163 штуки, по данным АЕБ. Ожидаемые продажи Niva в августе и сентябре представитель «GM-АвтоВАЗа» не раскрыл. Сокращений персонала завод не планирует, заверил представитель.

Представители «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (выпускает автомобили Kia и Hyundai), российских офисов Toyota и Volkswagen сообщили, что их компании не планируют сокращать производство и персонал. В Renault и Nissan на вопросы не ответили.

Если рынок продолжит падение, никто не будет работать на склад, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Вариантов оптимизации много – от замедления конвейера до сокращения смен и рабочей недели, замечает он. Пока ситуация на рынке складывается не в пользу автопроизводителей, но есть шанс, что во втором полугодии она улучшится и в целом по году рынок останется на уровне 2018 г., считает Беспалов. Это будет зависеть в том числе от эффективности программ стимулирования спроса на машины, которые Минпромторг продолжил этим летом, выделив дополнительные 10 млрд руб., заключает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more