Российские автозаводы снижают производство из-за падения спроса на рынке

«АвтоВАЗ» снизит скорость сборочных линий, а «GM-АвтоВАЗ» приостановит работу конвейера
«АвтоВАЗ» снизит скорость сборочных линий/ Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» ожидает снижения спроса и с середины сентября на неопределенный срок уменьшит скорость некоторых линий конвейера в Тольятти, рассказали человек, знакомый с топ-менеджерами «АвтоВАЗа», и человек, близкий к компании: прежде всего тех, где собирают модели на общей платформе альянса Renault-Nissan – B0 (Lada Xray, Lada Largus, Renault Logan, Renault Sandero и их кросс-версии Stepway) и внедорожники 4x4. Число смен и длительность рабочей недели останутся прежними, заверили собеседники.

Представитель «АвтоВАЗа» не стал говорить о производственных планах завода, но подчеркнул, что производство гибко подстраивается под спрос. Сокращений персонала, по его словам, не планируется.

В июле 2019 г. российские продажи Lada остались на уровне прошлого года (по итогам семи месяцев выросли на 2%), Renault – выросли на 12%, а за семь месяцев упали на 6%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,4%, а до этого рос два года подряд.

«АвтоВАЗ» – крупнейший в России автопроизводитель. Из 1,57 млн легковых автомобилей, выпущенных в стране в 2018 г., около 503 000 шт. собрал «АвтоВАЗ». Производство в январе – июле 2019 г. было примерно на уровне прошлого года, говорит представитель автоконцерна. Единственный в 2019 г. простой на «АвтоВАЗе» в начале июля был связан с недопоставками комплектующих.

Насколько снизится скорость конвейера и само производство, собеседники «Ведомостей» не говорят. Один из поставщиков «АвтоВАЗа» сообщил, что в сентябре – октябре отправит заводу на 1–2% меньше комплектующих, чем годом раньше. Другой поставщик также говорит о небольшом снижении заказа от «АвтоВАЗа», но насколько – не сообщает.

Менеджер одной из дилерских компаний сказал, что снизил заказ на производство в октябре на 5%. Другой дилер сохранил заказы на производство в августе – октябре на уровне прошлого года. Правда, из-за этого он выберет только 70% квоты, установленной на октябрь, – прежде «АвтоВАЗ» надеялся на рост продаж, но спрос снижается и, скорее всего, падение продолжится, полагает собеседник «Ведомостей». В августе его компания, по предварительной оценке, продаст автомобилей Lada примерно на 10% меньше, чем в августе 2018 г.

Другой дилер настроен оптимистически и надеется на продажи в августе и в последующие месяцы на уровне прошлого года.

Избыточному персоналу «АвтоВАЗа» из тех подразделений, где будет замедлено производство, предложат перейти в другие подразделения, где людей не хватает из-за роста заказов, например в моторное, прессовое и штамповочное, говорит один из собеседников «Ведомостей»: это может быть несколько сотен человек. Те же, кто решит не переходить, смогут воспользоваться программой помощи с трудоустройством: получат пять средних зарплат (или 12 минимальных размеров оплаты труда, смотря что больше) при наличии гарантийного письма о трудоустройстве от нового работодателя, знает собеседник «Ведомостей». Эта программа действует на предприятии уже три года, заметил другой собеседник.

Совместное предприятие GM и «АвтоВАЗа» тоже планирует сократить производство: из-за снижения спроса завод приостановит в сентябре конвейер, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами СП. Конвейер будет стоять со 2 по 6 сентября, подтвердил представитель СП. Это нужно для оптимизации баланса спроса и предложения на внедорожники Chevrolet Niva, сказал он. В январе – июле 2019 г. их продажи в России упали почти на 25% и составили 12 163 штуки, по данным АЕБ. Ожидаемые продажи Niva в августе и сентябре представитель «GM-АвтоВАЗа» не раскрыл. Сокращений персонала завод не планирует, заверил представитель.

Представители «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (выпускает автомобили Kia и Hyundai), российских офисов Toyota и Volkswagen сообщили, что их компании не планируют сокращать производство и персонал. В Renault и Nissan на вопросы не ответили.

Если рынок продолжит падение, никто не будет работать на склад, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Вариантов оптимизации много – от замедления конвейера до сокращения смен и рабочей недели, замечает он. Пока ситуация на рынке складывается не в пользу автопроизводителей, но есть шанс, что во втором полугодии она улучшится и в целом по году рынок останется на уровне 2018 г., считает Беспалов. Это будет зависеть в том числе от эффективности программ стимулирования спроса на машины, которые Минпромторг продолжил этим летом, выделив дополнительные 10 млрд руб., заключает эксперт.