«АвтоВАЗ» останется единственным участником госзакупок в легковом сегменте

Ранее поставщиками государства были также Renault и «Соллерс»
«АвтоВАЗ» останется единственным участником госзакупок в легковом сегменте /Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг России подсчитал уровень локализации всех моделей легковых автомобилей, произведенных на территории страны в 2020 г.

Согласно этим данным (есть в распоряжении «Ведомостей»), «самыми отечественными» оказались Lada Largus и Lada Granta – они набрали по 3280 баллов по методике Минпромторга. Lada 4x4 набрала 3260, Lada Vesta – 3200 баллов ровно.

Между тем закупать для государственных нужд в 2021 г. можно будет только автомобили со степенью локализации больше 3200 баллов. Это значительно выше, чем порог отсечения 2020 г. (2000 баллов). И выше, чем баллы, набранные моделями всех остальных автопроизводителей в России.

1500 баллов получили модели Nissan, 900-1400 — машины Citroen, Peugeot и Mitsubishi калужской сборки, Toyota, Volkswagen и Skoda, Hyundai и Kia c завода в Петербурге (корейские модели, собирающиеся по контрактной сборке на «Автоторе» набирают 50-55 баллов, как и местные BMW). Премиальные седаны и кроссоверы Mercedes-Benz с открытого в 2019 г. завода в Подмосковье набрали 900 баллов, столько же — китайский Haval. Японские Mazda c дальневосточного СП с «Соллерс» локализована всего на 20 баллов.

Объем госзакупок в 2020 г. в сегменте легковых автомобилей составил порядка 35 000–40 000 шт. В том числе «АвтоВАЗ», по подсчетам независимого автоконсультанта Сергея Бургазлиева, обеспечил почти половину закупок (16 000–17 000 единиц), на УАЗ (группа «Соллерс») пришлось порядка 6000–9000 единиц, существенную долю в поставках имела и Renault.

В среднем, по оценке Бургазлиева, до кризиса ежегодно различные ведомства и службы обновляли парк лишь на 20 000–25 000 машин. Объем увеличился за счет программы опережающих закупок, которую предложил Минпромторг для поддержки отрасли в кризис. На оплату договоров поставок было выделено 70 млрд руб. из бюджета. В 2021 г. объем госзакупок легковых автомобилей сократится примерно на треть, так как автопарки госслужб уже значительно обновились в этом году.

Получается, что Renault и УАЗ в 2021 г. не смогут участвовать в тендерах, если срочно не повысят локализацию своих автомобилей. И «Соллерс», и Renault признают, что участие в госзакупках является важным направлением для компаний. Представитель Renault заявил «Ведомостям», что компания рассчитывает на возобновление в будущем участия в госзакупках.

УАЗ также ведет работу по соответствию действующим требованиям по локализации в рамках госзакупок, сказал представитель компании «Соллерс», которая управляет Ульяновским автозаводом.

Он добавил, что и в 2019 г., и в 2020 г. УАЗ участвовал в госзакупках со всей линейкой продуктов, а в 2020 г. по госконтрактам было реализовано около 35% от общего объема продаж завода.

В Минпромторге пояснили, что балльную систему оценки локализации ввели, чтобы сделать конкуренцию между производителями абсолютно прозрачной.

Баллы начисляются за использование при производстве автомобиля российских комплектующих или за выполненные в РФ технологические операции – например, за сварку и окраску машины на российской территории дают в совокупности 900 баллов, за сборку и проведение контрольных испытаний двигателя – 25 баллов.

Средний балл локализации для каждой модели удалось подсчитать благодаря системе электронных паспортов технических средств, которые были введены в конце 2019 г., а в 2020 г. удалось впервые проанализировать данные за целый год.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что слишком высокий порог отсечения по степени локализации ставит игроков авторынка в неравные условия.

«Непонятно, почему именно такой уровень – 3200 баллов – был заложен в качестве порогового для участия в госзакупках и получения господдержки, – признается Бургазлиев, – Очевидно, что этот уровень создает неравные условия для игроков, так как реальная локализация иностранных автопроизводителей действительно крайне низкая. Но обвинять их в этом сложно – при таком маленьком рынке, как в России, иного ждать и не приходится: мало кто будет локализовывать сложный компонент при объемах продаж до 50 000 шт. Проще закупить его по глобальному контракту, например, с Magna или Continental, которые делают миллионы одинаковых компонентов по привлекательным ценам».

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в бюджетном сегменте потребности госзакупок вполне закроет и один «АвтоВАЗ». При этом обеспечить перевозки госслужащих можно и за счет заказа транспортной услуги на аутсорсинге. «Скажем, Госдума и Совфед заключат договоры с компаниями, которые будут перевозить чиновников на своем парке машин, как это часто происходит и сейчас», – говорит Удалов.