Продажи легковых машин с пробегом в 2021 году выросли почти на 25%
Ажиотажный спрос поднял цены вторичного рынка в 1,5 разаЗа 2021 г. россияне купили 6,06 млн подержанных легковых автомобилей, следует из аналитики «Автостат инфо» (собирается на основе данных о регистрациях транспортных средств). Это почти на 25%, или на 1,21 млн шт., больше, чем было продано в 2020 г. Из общего объема продаж машин с пробегом на иномарки пришлось 4,31 млн единиц (+27% к уровню 2020 г.), оставшиеся 1,74 млн – российские автомобили (+19%).
Более четверти этого сегмента рынка занимает Lada. Всего за 2021 г. было продано 1,51 млн автомобилей этой марки – на 19% больше, чем годом ранее. На втором месте Toyota с результатом 561 134 машины. Перепродажи автомобилей этой марки показали самую большую динамику роста среди лидеров рынка – 84% к 2020 г. На третьем месте Kia с результатом 350 191 автомобиль (+20%). Далее следуют Nissan (306 923 машины, +36%) и Hyundai (302 014 шт., +20%).
В десятку самых популярных брендов на вторичном рынке в России также входят Volkswagen, Renault, Chevrolet, Ford и Mitsubishi. Все они показали рост продаж, динамика исчисляется двузначными числами.
В топе продаж по моделям продукция «АвтоВАЗа» потеряла лидерство еще в прошлом году. Ее оттеснил Ford Focus, новые машины этой модели в России не продаются с 2019 г. Тогда американская компания приняла решение минимизировать свое присутствие на российском рынке, и новые автомобили Ford продаются только в коммерческом сегменте. Focus остается самой популярной легковой машиной с пробегом у россиян и по итогам 2021 г. За год было перепродано 144 823 таких автомобиля – на 11% больше, чем в 2020 г. С небольшим отрывом следует Hyundai Solaris – 139 672 машины (+21%). На третьей строчке уже не выпускающаяся Lada 2114 Samara, перепродажи которой выросли на 12% до 138 862 машин. Далее следуют Kia Rio – 137 743 авто, рост 22%, и снятая с производства Lada 2107 c результатом 125 340 (+21%).
В десятку лидеров вторичного рынка попали еще три модели Lada – Priora, Granta и Niva, а также Toyota Corolla и Renault Logan.
Наибольшее количество сделок по перепродаже легковых автомобилей было совершено в Москве и Московской области, следует из данных «Автостат инфо». Совокупно на эти два региона пришлось почти 12% всех вторичных продаж. Более 5% рынка сосредоточено в Краснодарском крае, 3,4% – в Санкт-Петербурге, 3% – в Ростовской области.
Статистика «Автостат инфо» выделяет пикапы и легкие коммерческие автомобили (LCV) в отдельные категории. По данным агентства, продажи пикапов с пробегом в России за минувший год выросли на 19% до 45 051 единицы. Лидером этого рынка является Toyota, ее продажи составили 10 465 автомобилей. Сегмент подержанных LCV вырос за прошлый год на 30% до 448 246 машин. Абсолютным лидером сегмента является группа ГАЗ. На перепродажи техники этой марки приходится 42% рынка, или 190 077 единиц.
Таким образом, совокупно продажи подержанных легковых машин, пикапов и LCV составили в 2021 г. 6,55 млн единиц. Это почти в 4 раза больше рынка новых легковых машин и LCV в России, который был оценен Ассоциацией европейского бизнеса по итогам года в 1,67 млн автомобилей.
Эксперт «Автостат инфо» Александр Климнов связывает существенный рост вторичного рынка в России в 2021 г. с дефицитом новых легковушек. Автозаводы просто не могли произвести нужные рынку объемы из-за дефицита комплектующих, и прежде всего электронных компонентов, объясняет он. По словам Климнова, при прогнозируемом сохранении дефицита чипов в первой половине 2022 г. рынок легковых машин с пробегом продолжит расти значительными темпами. В условиях дефицита новых машин будут существенно расти и цены на автомобили с пробегом, указывает эксперт.
За 2021 г. цены на вторичном рынке выросли в 1,5 раза, подсчитал «Автостат». Средняя цена подержанного легкового автомобиля в январе 2022 г. составила 1,05 млн руб., впервые превзойдя символическую миллионную отметку. Рост цен в декабре 2021 г. составил 8%, по расчетам агентства.
Перелома тенденций 2021 г. до конца наступившего года ждать не приходится, говорит Климнов. «Определенную динамику рынку в Центральной России задают каршеринговые компании, таксопарки и сервисы проката, парк которых меняется весьма интенсивно. Это выплескивает на вторичный рынок свежие машины, хотя зачастую и со значительно изношенной ходовой частью и силовой установкой, а также кузовом, пострадавшим в ДТП различной степени тяжести», – отметил он в беседе с «Ведомостями».
Такого прироста вторичного рынка в 2022 г. уже не будет, заявил «Ведомостям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он ожидает роста продаж в этом сегменте на уровне 6–10%. Цены вырастут еще на 10–12%, полагает эксперт, отмечая, что реальная картина происходящего будет зависеть от того, закончится ли дефицит микрочипов во второй половине года.