«АвтоВАЗ» продолжает выпускать некомплектные Lada

Проблемы с комплектующими могут помешать автоконцерну выполнить заявленные на 2023 год планы
«АвтоВАЗ» борется с дефицитом компонентов еще с 2021 г./ Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» в 2022 и 2023 гг. продолжает выпускать некомплектные Lada, дособирая их потом по мере поставки недостающих компонентов, признал президент компании Максим Соколов. Проблемы с комплектующими могут помешать автоконцерну выполнить заявленные планы на 2023 г. по росту производства

В 2022 г. «АвтоВАЗ» выпустил до 10 000 некомплектных машин Lada, но в самом конце года их все же удалось доукомплектовать необходимыми деталями, рассказал журналистам 10 января глава компании Максим Соколов. За первые два производственных дня 2023 г. концерн выпустил еще некоторое количество некомплектных машин, уточнил топ-менеджер.

Виной некомплекта, по словам Соколова, стало отсутствие отдельных субкомпонентов у поставщиков завода. Он добавил, что риски непоставки комплектующих «по-прежнему очень велики».

Дефицит комплектующих затронул лишь одну из трех выпускаемых сейчас на «АвтоВАЗе» моделей, пояснил «Ведомостям» представитель компании, не уточнив, какую именно. Он добавил, что некомплекта пока мало. «АвтоВАЗ» сейчас выпускает автомобили семейства Lada Granta, модели Niva Legend и Niva Travel. Всего в прошлом году с конвейера сошло 220 000 машин, из них 189 000 (-46% год к к году) продано в России.

Наиболее болезненны риски в области электронной базы и различных элементов этой базы, уточнил Соколов. «Очень часто идет отказ по тем элементам, которые еще не включены в санкционные списки. Но при этом наши партнеры, глобальные производители, из-за рисков ведения бизнеса с Россией отказываются от поставок или на какой-то период блокируют их. Таких прецедентов довольно много», – отметил он.

«АвтоВАЗ» борется с дефицитом компонентов еще с 2021 г., когда из-за последствий пандемии коронавируса завод не мог получать в нужном количестве микроэлектронику, включая модули антиблокировочной системы тормозов (ABS). Одно время компания даже продавала некоторые модели без магнитолы и мультируля с круиз-контролем, дабы хоть как-то удовлетворить постковидный спрос.

А весной 2022 г. автоконцерн лишился своего крупнейшего акционера и технологического партнера – французской компании Renault. В результате после череды простоев «АвтоВАЗ» перезапустил конвейер в Тольятти в июне 2022 г. и стал выпускать Lada Granta в упрощенной версии и с максимальной локализацией – с двигателем 1,6 л мощностью 90 л. с., без ABS и подушек безопасности. Подушки вновь начали ставить на Lada в августе. Позднее в линейку продукции завода вернулись также внедорожники Niva.

«АвтоВАЗ» в 2023 г. собирается почти вдвое – до 400 000 машин – увеличить объемы производства, а весной начать выпуск обновленной Lada Vesta с двигателем 1,6 л и мощностью 106 л. с. Во второй половине года должен быть решен вопрос с поставками модулей ABS, планируется перезапустить производство модели Largus, которое изначально планировалось восстановить в конце 2022 г., сообщил Соколов.

Общая инвестпрограмма компании на этот год составит, по словам президента «АвтоВАЗа», около 40 млрд руб. В нее также войдет перезапуск площадки Nissan в Петербурге и выпуск там вместе с китайскими партнерами около 10 000 машин, а также работы по новому модельному ряду – кроссоверу на платформе Lada Vesta и новому семейству машин компакт-класса, а также электрической версии Lada Largus.

«Планы «АвтоВАЗа» нельзя назвать нереалистичными, но многое действительно будет зависеть от возможности завода организовать поставки компонентов», – говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Он полагает, что нельзя также исключать и корректировки заявленных планов. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев сомневается в возможности достижения автоконцерном отметки в 400 000 выпущенных машин в 2023 г. При этом, по его мнению, с перезапуском Vesta и Largus «проблем возникнуть не должно».