В России в начале 2023 года начали расти продажи машин с пробегом

При низком предложении новых автомобилей сегмент подержанной техники будет расти
Евгений Разумный / Ведомости

Продажи подержанных легковых автомобилей в России в январе – феврале 2023 г. выросли на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего было продано 868 257 машин, следует из данных «Автостат инфо» (есть у «Ведомостей») на основе статистики перерегистраций транспортных средств.

Как следует из этих данных, динамика роста продаж подержанных иномарок за два месяца почти в 2 раза превысила динамику по российским брендам. Всего в январе – феврале в России было продано 634 485 иномарок (+18%) и 233 772 (+10%) российские машины с пробегом.

Но почти четверть вторичного рынка за первые два месяца 2023 г. заняла Lada с результатом 202 545 проданных машин (рост год к году на 10%). На 2-м месте – Toyota (94 564 автомобиля, +11%), на 3-м – Kia (51 213, +26%), на 4-м – Hyundai (45 078, +26%). Замыкает пятерку подержанных лидеров Nissan, продажи которого выросли на 8% до 42 611 машин.

В феврале рост продаж подержанных машин составил те же 16% в годовом выражении – 453 607 единиц. Из них 122 577 (+9%) пришлось на отечественные бренды и 331 030 (+18%) – на иномарки, следует из отчета. Лидером в минувшем месяце также была Lada (106 048, +10%), на 2-м месте – Toyota (48 909, +14%).

По итогам 2022 г. рынок легковых автомобилей с пробегом продемонстрировал снижение на 19% до 4,86 млн шт., следует из данных «Автостата». Согласно статистике агентства, продажи во вторичном сегменте падали весь год. Пики снижения пришлись на апрель (-36%), май (-30%) и июнь (-32%).

Продажи новых легковых машин на фоне антироссийских санкций, проблем с поставками компонентов и прекращения выпуска техники западными, корейскими и японскими брендами в России в прошлом году упали втрое сильнее – на 59% до 626 300 единиц техники. Такие данные приводил «Автостат» в начале 2023 г. со ссылкой на статистику по выдаче электронных ПТС.

При этом новые легковые автомобили за прошлый год подорожали в среднем на 17% до 2,33 млн руб. (средневзвешенный показатель), тогда как подержанные – сразу на 32% до 890 000 руб.

«Действительно, мы видим повышенный интерес и спрос клиентов на автомобили с пробегом: за два месяца текущего года продажи «Рольфа» выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.», – говорит директор подразделения продаж автомобилей с пробегом компании Ирина Цыганкова. Она ожидает, что продажи «Рольфа» во вторичном сегменте в 2023 г. вырастут на 40%, а весь рынок составит от 5 млн до 6 млн единиц техники.

Трафик по направлению автомобилей с пробегом за январь – февраль подрос на 10–12%, отмечает руководитель профильного направления «Автомира» Юрий Савичев. Он связывает это в основном со стабилизацией цен во вторичном сегменте. «В 2023 г. я прогнозирую стабильный спрос без резкого роста при условии сохранении курса в коридоре 75–80 руб./$. По итогам 2023 г. прирост рынка машин с пробегом ожидаю на уровне 20–30% к прошлому году», – сказал Савичев «Ведомостям».

Одной из причин роста вторичного рынка в этом году исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов называет низкую базу прошлого года. Тогда, по его словам, в России еще сохранялся дефицит качественного предложения по машинам с пробегом. Второй причиной аналитик называет изменение структуры рынка подержанных автомобилей. «В этом году идет большой завоз подержанных машин из других стран, и они составляют конкуренцию новым автомобилям, где предложение, например, в сегменте от 1 млн до 2 млн руб. практически отсутствует», – говорит Удалов.

По его словам, за счет увеличения предложения во вторичном сегменте стали появляться недорогие варианты, тогда как по новой технике выбор у потенциального покупателя крайне невелик – это либо Lada, либо китайские бренды. При сохранении текущих макроэкономических и регуляторных условий рынок легковых машин с пробегом в 2023 г. может вырасти в пределах 5%, полагает Удалов.

Динамика на вторичном рынке в 2023 г. будет умеренно-негативной, есть вероятность снижения продаж на 5–10% к результатам 2022 г., скептичен автоэксперт Владимир Беспалов. Сейчас сохраняется дефицит предложения на новые автомобили и поэтому люди по-прежнему ищут машины на вторичном рынке, объясняет он. Но в ближайшие месяцы ситуация начнет меняться: предложение в первичном сегменте постепенно будет нормализовываться за счет запуска новых проектов, отмечает Беспалов.

По подсчетам «Ведомостей», на мощностях российских предприятий в 2023 г. будет собрано порядка 520 000 автомобилей без учета Haval в Тульской области и УАЗа. В 2022 г. УАЗ выпустил 15 000 легковых машин, а Haval – 33 800, следует из данных «Автостата». В 2022 г. весь объем выпуска легковых машин в России составил 450 000 (-67% к 2021 г.), следует из данных Росстата.