Автодилеры просят ускорить оформление электронных ПТС для китайских машин

Сейчас ожидание документа и выдачи автомобиля может растянуться на несколько недель
Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) просит Минпромторг оказать содействие в ускорении процесса выпуска электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) на новые импортируемые автомобили. Об этом говорится в письме исполнительного директора РоАД Вячеслава Жигалова, отправленном 31 мая вице-премьеру, министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Документ есть у «Ведомостей».

Электронные ПТС пришли на замену бумажным в июле 2018 г. Документ является основным подтверждением прав собственности. Без ПТС автомобиль не может быть поставлен на учет в ГИБДД. Администратором системы ЭПТС в России является компания «Электронный паспорт», принадлежащая «Ростеху».

Сейчас наблюдаются «массовые задержки выпуска ЭПТС на срок более одного месяца», пишет Жигалов. Из-за этого дистрибутор не может передать автомобили дилеру в оговоренные сроки, а тот – продать конечным потребителям, поясняет РоАД. В результате у дилеров растут расходы на обслуживание кредитов, а у представителей автобрендов – репутационные издержки, следует из письма.

Основная проблема в том, что выписанный ЭПТС не активируется после прохождения ввезенным автомобилем процедуры таможенной очистки, объяснил Жигалов «Ведомостям». Для активации паспорта ФТС должна зафиксировать оплату ввозной пошлины и утильсбора, после чего ЭПТС получает статус действующего документа. На стадии подтверждения внесения утильсбора процесс активации зависает, говорит Жигалов. Если раньше ПТС активировался в течение дня после прохождения таможенной очистки, то теперь это может занимать «вплоть до нескольких недель», сетует он.

Импортер при ввозе партии машин оплачивает утильсбор и таможенную пошлину на всю партию разом, а ФТС уже разносит внесенные платежи непосредственно по каждому автомобилю в отдельности, продолжает Жигалов. Именно на этом этапе, по его словам, возникает задержка, после чего данные поступают в «Электронный паспорт».

Представитель «Электронного паспорта» пояснил «Ведомостям», что ЭПТС получает статус «действующий» автоматически, как только в систему загружаются все сведения о таможенном оформлении и оплате утильсбора. Если эти сведения задерживаются, то задерживается и присвоение ЭПТС статуса действующего, говорит он. Контролирует поступление этих сведений ФТС, указывает собеседник.

«По каждому конкретному случаю причины задержек могут быть разными. Нельзя исключать и простого человеческого фактора. Сейчас на рынок вышло много новых брендов из Китая, и может просто не хватать опыта в оформлении всех документов», – допускает он.

Сейчас все работает в штатном режиме, при возникновении технических сбоев каждый конкретный случай рассматривается таможенными органами в индивидуальном порядке, сказал «Ведомостям» представитель ФТС.

В России за май был продан 72 171 новый легковой автомобиль – в 2,6 раза больше, чем в прошлом мае, следует из данных «Автостата» и системы ЭПТС. По объему продаж с большим отрывом лидирует Lada с 22 029 машинами. За Lada идут китайские Chery (7444 автомобиля), Haval (7432) и Geely (6690). А кроссовер Haval Jolion стал самой популярной иномаркой в мае – было продано 3864 модели.

Но наличие проблемы с задержкой в активации ЭПТС подтвердили «Ведомостям» дистрибуторы китайских брендов. Они единственные, кто сейчас официально завозит машины в Россию. В Haval знают о проблеме и работают над ее решением с Минпромторгом, говорит представитель компании. «Основная фаза пройдена, мы рассчитываем на разрешение ситуации по оставшимся ПТС в ближайшее время», – добавил он.

Сложности с ЭПТС сохраняются, говорит представитель Chery. По его словам, они «решаются, но медленно». Подтверждает проблему и источник «Ведомостей» в российском офисе Geely. Задержки в активации ЭПТС начались в марте, сейчас один паспорт может висеть от нескольких дней до нескольких недель, утверждает он.

Проблемы с зависшими ЭПТС были на протяжении 2–3 недель, но сейчас полностью ликвидированы, сказал «Ведомостям» источник в российском дистрибуторе еще одного крупного китайского автоконцерна. На протяжении этого времени таможня не могла списать утильсбор, говорит собеседник.

Сами автодилеры наличие сложностей с активацией ЭПТС не подтверждают. Так, представители «Рольфа» и «Автоспеццентра» сказали «Ведомостям», что для них эта проблема неактуальна. В «Автомире» и «Авилоне» от комментариев отказались. Но о том, что дилеры начали задерживать выдачи клиентам предоплаченных автомобилей из-за проблем с оформлением ЭПТС, ранее также сообщал портал Autonews (РБК).

Старший менеджер департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Комаров напомнил, что в марте 2023 г. ФТС разместила на сайте рекомендуемый порядок действий на случай, если в ЭПТС не отражаются сведения об уплате утильсбора. Согласно ему, продолжает эксперт, статус «действующий» присваивается ЭПТС автоматически после поступления сведений о выпуске товара и об уплате утильсбора. Информация об уплате сбора направляется в «Электронный паспорт» в автоматическом режиме после оформления таможенного приходного ордера (ТПО). «Если такие сведения не поступают, рекомендовано проверять, соответствуют ли идентификационные признаки транспортного средства по ТПО сведениям ЭПТС (VIN/серийный номер транспортного средства, номер кузова, номер двигателя). В случае необходимости – инициировать внесение изменений и исправлений», – говорит он.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев полагает, что проблема, скорее всего, на стороне ФТС. «Был большой технический сбой, и ФТС, по моим сведениям, просто не могла и до сих пор не может быстро в автоматическом режиме регистрировать уплату утильсбора. Следовательно, таможня выпускает машины в обращение с незавершенным ЭПТС, но эту машину нельзя поставить на учет», – добавил он. По его мнению, для устранения проблемы «достаточно наладить обмен информацией о платежах и выпуске ЭПТС» между ФТС и «Электронным паспортом».