Завод грузовиков Volvo в Калуге ушел к российскому банкиру

Операционный контроль над ним получила команда Игоря Кима из Экспобанка
Максим Стулов / Ведомости

Активы автоконцерна Volvo в России были переданы российскому инвестору, сообщил 8 сентября Минпромторг. Ведомство вместе с новым собственником определили российского партнера для дальнейшего развития производства на площадке концерна, продолжается работа по ее скорейшему перезапуску, сказал представитель министерства. Его слова передал «Интерфакс».

Речь идет в первую очередь о производственной площадке Volvo Trucks по сварке и окраске кабин, а также о сборке грузовиков мощностью 15 000 единиц в год в Калуге. Производство на ней было остановлено после начала СВО в прошлом году. Юрлицо предприятия «Вольво Восток» в конце 2022 г. было переименовано в «Стоков машинное оборудование».

Также в числе активов шведской компании в России – лизинговая «Вольво финанс сервис Восток» (теперь «Стоков финансовые услуги») и «Вольво строительная техника Восток» (теперь «Стоков конструкция»). Последняя занимается продажами строительной и специальной техники.

Нового российского владельца активов Volvo, равно как и его партнера для развития производства, Минпромторг не назвал. По последним имеющимся данным в системе «СПАРК-Интерфакс» (2020 г.), собственниками «Стоков машинное оборудование» были AB Volvo (75%) и Volvo Trucks Region CE Gmbh (25%). Лизинговая компания «Стоков финансовые услуги» также принадлежит структурам шведского автоконцерна: у Volvo Financial Services International 99,88%, у Volvo Financial Services GmbH 0,11%. Владельцем «Стоков конструкции» 6 сентября стала «Группа Астон» (99%), принадлежащая, в свою очередь, основному владельцу Экспобанка Игорю Киму.

Вместе с тем, как следует из данных ЕГРЮЛ, 7 сентября гендиректорами этих организаций были назначены близкие к Киму люди. В частности, сам завод и «Стоков конструкцию», занимающуюся спецтехникой, возглавил первый зампред правления Экспобанка Алексей Санников. Он в 2020–2021 гг. запускал серию продуктов банка, связанных с приобретением автомобилей. Лизинговую компанию в тот же день возглавил Никита Ряузов – сооснователь и управляющий партнер фонда ExpoCapital.

Представитель «Стоков машинное оборудование» и «Стоков финансовые услуги» от комментариев отказался, так же поступил представитель Экспобанка. По словам двух источников «Ведомостей», знакомых с ходом сделки, Ким не будет конечным бенефициаром российских активов Volvo. Вероятно, завод и остальные компании шведского автопроизводителя будут проданы третьей стороне, но кому именно – им не известно.

Volvo Group в конце 2022 г. рассматривала разные варианты оптимизации бизнеса в России в условиях, когда выпускать грузовики было невозможно. Среди вариантов была полная или частичная продажа активов («Ведомости» писали об этом 19 октября). Тогда один из источников среди топ-менеджмента крупного автозавода на территории СНГ говорил, что Volvo прислала на рассмотрение предложение о приобретении всего своего бизнеса в России. Шведская компания собиралась выйти на сделку до конца 2022 г. либо в I квартале 2023 г., утверждал он.

Грузовики Volvo в 2021 г. были на 3-м месте по популярности в России после «Камаза» и ГАЗа. Всего в 2021 г. был продан 5991 автомобиль шведской марки, что на 61% больше, чем в 2020 г., следует из данных «Автостат инфо» на основе регистраций транспортных средств. Общий парк грузовой техники Volvo в России по итогам 2021 г. составил 105 154 единицы.

Volvo в России

«Стоков машинное оборудование» – бывшее АО «Вольво Восток», юрлицо автозавода компании в Калуге. Выручка в 2022 г. по РСБУ составила 23,8 млрд руб. – это почти в 3 раза меньше показателей 2021 г. Чистая прибыль упала в 4 раза до 2,2 млрд руб.

В 2023 г. рынок грузовиков в России начал резко расти. По данным «Автостата», в первом полугодии продажи новых грузовиков увеличились год к году на 66,5% до 62 721 автомобиля (рост рынка в июне к тому же месяцу 2022 г. составил 122,4% до 12 823 машин). В январе – августе 2023 г. реализация новых грузовиков поднялась уже на 79% в годовом выражении до 92 100 единиц.

При этом продукция Volvo выпала из первой десятки продаж. Как следует из данных «Автостата», лидером сегмента грузовиков за январь – июнь 2023 г. с долей 22,4% оставался «Камаз» (продано 15 457 машин, рост год к году – 2,7%), за ним следует ряд китайских брендов – Sitrak, Shacman, FAW и др.

Активы Volvo, в том числе крайне прибыльный лизинг, могут быть очень интересны для российских инвесторов, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «Volvo, полагаю, могла выбирать из нескольких претендентов. Роль Минпромторга мне видится косвенной, но не последней в этой сделке», – отмечает эксперт.

По словам Бургазлиева, Экспобанк давно вынашивал планы развития в автомобильной индустрии, но, скорее всего, его основной интерес – это лизинговое подразделение. «Учитывая то, что на рынке высокий спрос на грузовики сохранится, уверен, что это хорошая инвестиция. Людей, способных управлять производством и продажами, в банке нет, поэтому, вероятно, ключевую команду от Volvo сохранят», – полагает Бургазлиев.