«Русгидро» пожаловалось на качество российских электромобилей

В основе парка каршеринга энергокомпании – электрокары Evolute
Максим Стулов / Ведомости

В «Русгидро» недовольны качеством отечественных электромобилей Evolute, которые используются в принадлежащем энергокомпании сервисе каршеринга Green Crab. Об этом 10 октября на круглом столе по перспективам электротранспорта в Совете Федерации рассказал генеральный директор ЭЗС «Русгидро» Дмитрий Беляев. «Детские болезни» отечественных электрокаров приводят к тому, что 20% парка и более могут в моменте находиться в простое, отмечает он.

Эта техника находится в лизинге, платежи за нее приходится вносить и во время простоя, добавил Беляев. По словам топ-менеджера, проблемы возникают и с зарядными станциями для электрокаров. «Ведомости» направили дополнительные вопросы в «Русгидро».

Поставка машин каршерингу Green Crab была профинансирована «Газпромбанк лизингом», сказал взявший после него слово заместитель гендиректора этой компании Сергей Вологодский. «Мы поддерживаем тезис, что качество электромобилей Evolute требует доработки. Хотелось бы, чтобы производители слышали обратную связь от клиентов – крупных корпоративных заказчиков и шли навстречу. Зачастую требуется время, для того чтобы обкатать технологию и исправить эти детские болячки», – сказал он.

Green Crab – один из первых клиентов Evolute и департамент послепродажного обслуживания осуществляет их поддержку на ежедневной основе, говорит представитель производителя электромобилей. По его информации, чтобы минимизировать простой электрокаров Green Crab, в регион регулярно выезжают инженеры Evolute с необходимым оборудованием для устранения неполадок. «В данный момент мы понимаем, что ресурсов текущего сервисного партнера не хватает, и ведем переговоры с партнерами для привлечения дополнительных ресурсов на поддержку автопарка компании», – сказал собеседник.

Каршеринг электромобилей Green Crab был создан в 2021 г. как паритетное СП «Русгидро» и «Соллерса» (владеет брендом УАЗ), но партнер энергокомпании в 2023 г. вышел из проекта. Сервис представлен на Дальнем Востоке России, где «Русгидро» развивает сеть зарядных станций для электромобилей во Владивостоке и Южно-Сахалинске (государственной энергокомпании принадлежит большая часть энергетики в Дальневосточном ФО – ГЭС, ТЭС, сети и энергосбытовые активы). Основу парка каршеринга составляют электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста» – 67 седанов I-Pro и 28 кроссоверов I-Joy. Они были переданы компании в декабре 2022 г. До этого у сервиса было всего 16 китайских электрокаров JAC iEV7s.

Как следует из презентации Беляева, показанной на круглом столе в Совфеде, в 2023–2024 гг. для каршеринга Green Crab будет закуплено еще 40 электромобилей – по 20 на каждый из городов присутствия сервиса.

Электрокары Evolute занимают 2-е место по популярности среди автомобилей на электротяге в России, свидетельствуют данные «Автостата». Всего за три квартала 2023 г. было продано 1410 автомобилей этой марки против 1503 электрических Volkswagen. Весь рынок новых электромобилей за девять месяцев 2023 г. составил 8752 единицы – это в 5 раз больше, чем годом ранее.

В сентябре наиболее популярным отечественным электрокаром стал Evolute I-Pro, его продажи год к году выросли на 54% до 139 шт., он занял 3-е место в рейтинге «Автостата» после Zeekr 001 и Volkswagen ID.4. Другой российский электрокар – «Москвич 3е» в топ продаж не попал, и данных о его продажах нет. Но пока и «Москвич», и Evolute имеют российское происхождение в основном формально, а по существу представляют себой собранные из китайских машинокомплектов электрокары JAC и Dongfeng соответственно.

Согласно февральским прогнозам Минпромторга, выпуск электромобилей в России в 2023 г. должен вырасти в 9 раз в годовом выражении до 18 000 шт. – в основном за счет вышеупомянутых «Москвича» и Evolute.

Evolute I-Pro или Dongfeng Aeolus E70 далеко не самая современная машина и «уж точно не шедевр китайской технологической мысли», замечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, проблемы в ее эксплуатации могут заключаться в невысокой на начальном этапе адаптации этих электрокаров для работы в российских условиях.