Автозапчасти в России с начала года подорожали на 7% и более

Это сказывается на стоимости техобслуживания автомобилей
Максим Стулов / Ведомости

Стоимость автозапчастей на агрегаторах объявлений и в каталогах по страховому ремонту легковых машин за 2023 г. выросла в диапазоне от 7 до 17%. Об этом «Ведомостям» рассказали представители «Дрома» и Российского союза автостраховщиков (РСА).

По оценке «Дрома», за 2023 г. запчасти подорожали в среднем на 17%. Аналитики портала связывают рост цен с ослаблением рубля и логистическими издержками. «Прошлогодние изменения не могли не отразиться на стоимости запчастей в 2023 г. – в течение года цены продолжали расти. Пока рассчитывать на их снижение не приходится», – говорит менеджер проектов «Дрома» Александр Скороходов. Сильнее всего выросли цены на запчасти для машин ушедших из России марок, отмечает он. В 2022 г. после начала СВО на Украине все зарубежные автоконцерны, кроме китайских, стали сворачивать свою официальную деятельность в России.

Подорожали за этот год и компоненты для планового техобслуживания машин, добавляет представитель «Дрома». Так, фильтры подорожали на 2–3%, щетки стеклоочистителя – на 7%, масла – на 14%, а ремни, тормозные колодки и диски выросли в цене на 15%, перечисляет собеседник. Стоимость свечей зажигания осталась примерно на уровне прошлого года, уточнил он.

РСА традиционно обновляет справочники стоимости запчастей в соответствии с Единой методикой оценки стоимости ремонта по ОСАГО 4 раза в год. По сравнению с ценами в справочнике версии, вышедшей 19 декабря 2022 г., средняя стоимость запчастей возросла на 7,4%, говорит представитель организации.

«В среднем рост стоимости за год оказался не так велик: с учетом колебаний курсов валют, которые мы имели в середине года, можно было ожидать гораздо большего роста. По некоторым маркам автомобилей это произошло, по другим же, напротив, отмечается снижение. Но в целом мы считаем, что имеет место стабилизация ситуации с запчастями», – говорит президент РСА Евгений Уфимцев.

О стабилизации ситуации говорит и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По словам эксперта, ситуация с ценами на рынке запчастей стабилизировалась осенью и в ближайшее время существенного роста их стоимости не ожидается. В целом за год запчасти для легковых машин подорожали примерно на 15%, считает Бургазлиев. При этом для автомобилей европейских брендов это значение оказалось выше – на уровне 20%, а для российских и китайских, наоборот, ниже – около 10%, отмечает он.

Оценить среднее значение роста цен на запчасти довольно сложно, констатирует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. По его словам, больше всего это затронуло те комплектующие для автомобилей, которые в России не выпускаются. Например, цены на автостекла поднялись на 2–3%, на ремни газораспределительного механизма – на 5–10%, аккумуляторы подорожали на 15%.

При этом встречаются случаи снижения цен на самые ходовые расходники – салонные и масляные фильтры, а также тормозные колодки, отмечает собеседник. Так происходит потому, что в прошлом году многие крупные торговцы запчастями создали большие складские запасы, которые теперь приходится распродавать со скидками, объясняет Подщеколдин.

Самая напряженная ситуация, по его словам, сложилась с кузовными деталями для автомобилей ушедших марок. «Например, части кузова для некогда популярных кроссоверов Renault Kaptur и Arkana сейчас просто не найти. Машины российской сборки отличались от аналогов для других рынков, поэтому и привезти [комплектующие] из других стран невозможно», – сетует он. Из-за этого также растет и стоимость обслуживания этих машин, поясняет собеседник.

Стоимость техобслуживания (ТО) автомобилей вырастет примерно на 10–15%, полагает представитель «Дрома». В особенности подорожает обслуживание у официальных дилеров, которые используют оригинальные расходники, а значит, стоимость их услуг больше зависит от колебаний курсов валют, рассуждает он.

Средняя стоимость нормо-часа работ по ТО легковых автомобилей практически не изменилась за этот год и составила от 700 до 2000 руб., говорит председатель Региональной ассоциации станций техобслуживания Ольга Селезнева. По ее словам, основная проблема не в запчастях, а в дефиците квалифицированных автомехаников и слесарей. «Мы не можем повышать стоимость нормо-часа, поскольку у нас есть серьезные конкуренты – гаражные сервисы», – отмечает она.

Емкость российского рынка новых автозапчастей растет в последние годы, следует из данных «Автостата». Если в 2020 г. этот рынок в деньгах составил 1,64 трлн руб., то в 2021 г. – уже 1,8 трлн, а в 2022 г. – 1,89 трлн руб. Его емкость в деньгах будет расти и дальше, полагает исполнительный директор агентства Сергей Удалов. По словам аналитика, разброс цен на запчасти в этом году во многом вызван происхождением конкретной детали. Средневзвешенная стоимость ремонта в этом году будет выше прошлогодней, равно как и количество обращений в сервис, потому что сроки владения автомобилем увеличиваются, объясняет он.