Китайская Haima собирается инвестировать $100 млн в производство автомобилей в России

undefined

Китайский автопроизводитель Haima намерен вложить около $100 млн в организацию производства автомобилей в России, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на гендиректора "Хайма автомобили рус" Дуна Гоцяна. Это уже вторая попытка Haima зайти на российский рынок: в 2010-2012 гг. компания собирала свои модели на черкесском предприятии Derways, но затем прекратила сборку из-за долгов партнеров. Эксперты, опрошенные газетой, не исключают, что китайский автопром надеется занять нишу на российском рынке на фоне активизации экономических связей с Китаем.

Haima уже рассматривала площадки "ТагАЗа", УАЗа и черкесского Derways, но окончательно намерена определиться с площадкой к концу года.

Концерн намерен реализовать проект в четыре этапа: начать с крупноузловой сборки и постепенно повышать уровень локализации. Haima рассчитывает на мощность до 30 000 машин в год (не более 10 000 машин при образовании СП с местными партнерами). В Sollers (владеет УАЗом) "Коммерсанту" рассказали, что запросы о сотрудничестве со стороны Haima поступали - впрочем, речь может идти об аренде мощностей УАЗа, но не о создании СП.

Haima (49% принадлежит китайскому автопроизводителю FAW) была образована в 1992 г. как СП провинции Хайнань и японской Mazda. Сначала собирала японские машины, но позже стала выпускать автомобили под собственным брендом. Мощности Haima достигают 150 000 машин в год. Доля производителя на рынке КНР - около 2%.

В ноябре 2010 г. модель Haima 3 в кузовах седан и хетчбэк стали собирать на черкесском Derways. В 2011 г. производителю удалось реализовать в России 3100 машин. Планировался запуск и модели Haima 2 в четырех комплектациях, а к 2014 г. производство должно было достигнуть 40 000 машин. Но Derways задолжал китайской компании $2 млн за машинокомплекты, и с начала 2012 г. сборку прекратили. Кроме того, представители Haima жаловались на низкое качество сборки. После остановки производства компания сначала распродавала стоки, а затем стала импортировать машины, но продажи Haima по итогам 2012 г. рухнули на 81% до 591 машины. Китайцы рассчитывали пересмотреть условия сотрудничества с Derways и с начала 2013 г. запустить сборку New Haima 3, но этого так и не произошло. В этом году за январь - июль продано 417 автомобилей Haima.

Руководитель портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив считает, что возобновление производства в России сейчас невыгодно, учитывая состояние рынка (за семь месяцев продажи легковых автомобилей и LCV, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 9,9%) и отсутствие перспектив в ближайшее время. Аналитик не исключил, что решение Haima может быть связано с активизацией экономических связей между Китаем и Россией. "Китайские концерны, возможно, надеются на особые преференции или рассчитывают занять ниши, которые могут образоваться после потенциальных санкций в автопроме", - полагает Дацкив.