Lufthansa разработала план по захвату России

Крупнейший иностранный авиаперевозчик на российском рынке – Lufthansa ждет восстановления пассажиропотока уже в 2011 г. и стремится расширить свое присутствие за счет маршрутов обанкротившихся компаний

В кризис люди стали реже летать: пассажиропоток в России за семь месяцев этого года упал на 16%, в Европе – на 13%. Правда, с июня темпы падения замедлились (см. график на стр. А1).

Представитель крупнейшей российской авиакомпании – «Аэрофлота» назвал прогноз конкурента «слишком оптимистичным», но своего не предоставил. Пассажиропоток в России по итогам 2009 г. упадет на 12%, а уже в 2010 г. будет 5%-ный рост, в 2011 г. добавится еще 6,5–7%, тогда же будет достигнут докризисный уровень, согласна с Lufthansa гендиректор «Скай экспресса» Марина Букалова. Представитель ГТК «Россия» ожидает, что российский авиарынок выйдет на уровень 2008 г. уже в следующем году, а рост начнется с 2011 г. – на 4–5%.

Deutsche Lufthansa AG

Крупнейший авиаперевозчик Европы. в группу также входят Swiss Airlines, Austrian Airlines, BMI, Brussels Airlines Капитализация – 5,57 млрд евро (закрытие на 28 сентября 2009 г.) акционеры – 31% частные инвесторы, 69% - у институциональных инвесторов (крупнейший – AXA Group 8,23%) финансовые показатели (I полугодие 2009 г.): выручка – 10,2 млрд евро Чистый убыток – 216 млн евро

И в России, и в Европе объем перевозок вернется на докризисный уровень уже к 2011 г., сказал «Ведомостям» Карстен Бенз, вице-президент Lufthansa, крупнейшего иностранного авиаперевозчика на российском рынке (в 2008 г. – 1,1 млн пассажиров, 8-е место). Причем в России перевозки могут вырасти и быстрее, добавил гендиректор группы компаний Deutsche Lufthansa Вольфганг Майрхубер: «В России особенный потребитель – здесь механик, починивший печатную машинку, может на следующий день полететь отдыхать бизнес-классом».

У Boeing более консервативный прогноз: объем авиаперевозок в России и СНГ восстановится в 2012 г., сказал «Ведомостям» вице-президент Boeing Дрю Мэджил. Такой же прогноз по рынку США, а вот Юго-Восточная Азия и Ближний Восток вернутся на докризисный уровень уже в 2010 г., добавил он. После кризиса и российский, и европейский рынки изменятся. В авиаиндустрии продолжатся консолидация и поглощения, в Европе должно остаться 4–5 крупных игроков, прогнозирует Бенз. Уменьшится число компаний и в России, говорит представитель «Аэрофлота». Будет волна поглощений: те, кто не справится с финансовыми проблемами, уйдут, согласна Букалова.

В России с начала кризиса полеты прекратили 14 авиакомпаний, говорит представитель Росавиации. Lufthansa хочет этим воспользоваться: пытается занять место находящейся в процедуре банкротства «КД авиа» (летала из Калининграда в Европу, в том числе в пять городов Германии), а также планирует открыть маршрут из Красноярска в Германию, рассказал Бенз. Майрхубер называет Россию «стратегическим рынком с огромными возможностями». Компания будет стараться наращивать обороты в России, открывая новые направления, обещает Бенз.

Сделать это непросто. Открыть новый международный рейс трудно, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: для этого нужно проводить межправительственные переговоры. Представители Росавиации и Минтранса это не комментируют.

Тем не менее доля иностранных авиаперевозчиков на рынке международных сообщений России вырастет до 60% (в 2008 г. – 50%), считает Букалова. Будут развиваться дискаунтеры, в том числе иностранные, прогнозирует представитель «Аэрофлота». Сдерживать их будет сложно, особенно на Дальнем Востоке, где рынок быстро занимают азиатские перевозчики, опасается он.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова ожидает в этом году 15%-ного падения авиаперевозок в России, но в следующем году уже будет рост на 2–3%, а в 2011-м – на 10%. Таким образом, докризисный спрос восстановится в 2012 г.