Богатые спонсоры заработали на кризисе

Наступившее после кризиса снижение объема пожертвований не могло не огорчить западные благотворительные организации. Но компании, сумевшие заработать на кризисе, готовы жертвовать сотни миллионов долларов

Благотворительность получила серьезный удар», – говорит Михаил Гальперин, генеральный директор Еврейской федерации Большого Вашингтона, центральной фандрэйзинговой и планирующей организации американской еврейской общины. По мнению Гальперина, и после улучшения экономической ситуации филантропия подтянется не сразу: «Активы благотворительных фондов снизились на 30–40%. Даже после восстановления рынка возвращение пожертвований на прежний уровень займет время. К тому же многие стали более осторожно относиться к благотворительной деятельности».

«2008 год был самым плохим годом в истории США в плане благотворительности», – соглашается Уна Осили, директор Центра филантропии Университета Индианы. В связи с кризисом общие перечисления на благотворительность в прошлом году упали на 5,7% с поправкой на инфляцию (в 1974 г., до сих пор являвшемся низшей точкой, падение составило 5,4%), корпоративные перечисления, составившие 5% от общих $307,65 млрд, – на 8% (-6,6% в 1974 г.). По подсчетам комитета по поддержке корпоративной филантропии (CECP), общее падение составило 7,8%. Каждый второй из 345 финансовых директоров американских компаний, опрошенных организацией Financial Executives International и Колледжем Баруха, сообщил, что его компания, традиционно занимавшаяся филантропией, в 2008 г. уменьшила перечисления.

По словам представителя фонда Vanguard Charitable Endowment Program Джеймса Барнса, «с октября 2008 г. по февраль 2009 г. [отрасль благотворительности] была практически парализована из-за ситуации в экономике и на рынке и из-за [гигантской аферы инвестора Бернарда] Мэдоффа». Перечисления в фонд по сравнению с предыдущим годом упали на 20%, пишет WSJ.

«Бюджеты на спонсорство, корпоративную филантропию и программы корпоративной ответственности сократились, в том числе в банках, – говорит представитель благотворительной организации Crisis Гарри Лемон. – Наш корпоративный бюджет оказался на 500 000 фунтов стерлингов меньше, чем ожидалось. Урезание перечислений дает двойной эффект – не только нет поддержки в проведении мероприятия или запуске проекта, но и дополнительный сбор средств от них становится невозможным. Если компании действительно находятся в сложных финансовых условиях и сокращают штат, мы, конечно, не рассчитываем, что поддержки благотворительности это не коснется, но важно, чтобы под нож не шли в первую очередь эти бюджеты».

Рост через несколько лет

Благотворительные организации предполагают, что падение остановилось и поток донорских средств по итогам 2009 г. останется на уровне прошлого года.

Международная благотворительная организация Oxfam International сообщила, что ожидает увеличения корпоративных пожертвований в ближайшие два-три года. В текущем же сезоне они останутся на уровне 2008–2009 гг. – 2–4 млн фунтов (не более 1,5% от общих перечислений фонду).

По данным фонда Charities Aid Foundation (CAF), пожертвования компаний и их сотрудников, прошедшие через него за год, закончившийся 1 мая 2009 г., остались на уровне предыдущего периода – 154 млн фунтов.

Crisis в преддверии новогодних праздников в течение 12 лет проводит в Лондоне акцию «Рождественская открытка», предлагая компаниям перечислить деньги на благотворительность и взамен получить электронную открытку для клиентов. В 2007 г. эта акция принесла 1 млн фунтов стерлингов ($2 млн), в прошлом только 640 000 фунтов, то, сколько может принести в этом, в фонде пока предпочитают не предсказывать.

«Есть признаки того, что финансовый сектор вновь начинает взаимодействовать с благотворительными организациями, а финансисты и банкиры – крупнейшие корпоративные доноры, – отмечает Лемон. – Но модель сотрудничества, возможно, изменится».

«Рецессия показала в том числе, как сильны отношения между некоторыми компаниями и благотворительными организациями, которые начали сотрудничать еще во время предыдущего кризиса, – считает представитель CAF Ольга Алексеева. – Один из примеров такого взаимовыгодного сотрудничества – работа компании Thames Water с организацией WaterAid».

«Существует неверное мнение о том, что рецессия представляет угрозу для корпоративной ответственности, – говорит директор по сбору средств Crisis Эндрю Пейдж. – Но организации, серьезно относящиеся к корпоративной ответственности, обнаруживают, что, если правильно проводить эту политику, она может увеличить стоимость бизнеса или сэкономить средства, например снизить затраты на энергию. Инвестиции, основанные на корпоративной ответственности, выгодны для обеих сторон».

В скором возобновлении роста денежных пожертвований уверены не все. Последний опрос 76 больших американских корпораций исследовательским институтом LBG показал, что снижение корпоративных пожертвований по итогам этого года может быть на уровне 3–5%.

Однако некоторые компании продолжают делать шаги в области корпоративной ответственности и благотворительности. На фоне кризиса многие доноры жертвуют огромные суммы.

Некоторые доноры не сбавляют темпа

В этом месяце Goldman Sachs Group объявила о запуске программы «10 000 предприятий», на которую выделяется $500 млн на пять лет. Они будут потрачены на обучение, консультацию и финансирование 10 000 предприятий малого бизнеса в США. Проект запущен в преддверии ежегодной выплаты бонусов. Они могут побить рекорд 2007 г. – $20,12 млрд, что уже вызвало жесткую критику со стороны общественности: банк получил миллиарды долларов госпомощи и теперь, чтобы оправдать бонусы, он должен потратить на благотворительность не менее $1 млрд. Банк это не комментирует.

Morgan Stanley, традиционно основной конкурент Goldman Sachs на Уолл-стрит, летом запустил свою благотворительную программу, преследовавшую две цели – предоставить продовольствие голодающим детям по всему миру и медицинскую помощь тем из них, кто уже страдает от последствий недоедания. Программа осуществлялась в сотрудничестве с организацией «Врачи без границ» и программой «Накормим Америку».

Другие компании, чувствующие себя относительно хорошо и в кризис, продолжали давать на благотворительность. Джон Полсон, хедж-фонд которого заработал $15 млрд, поставив на крушение рынка жилья, пожертвовал $15 млн на юридические расходы людей, потерявших жилье, служившее залогом, сообщила WSJ. Фонд Bank of America Merrill Lynch Philanthropic Management объявил, что собирается значительно пополнить благотворительные фонды под своим управлением сейчас, когда приближаются сроки уплаты налогов. Фонд семьи Эделсон выделяет фонду Birthright Israel Foundation, организующему поездки молодых людей в Израиль, $20 млн в этом году и $10 млн в будущем – это оставшиеся части прошлогоднего гранта в $100 млн. Это несмотря на то, что Шелдон Эделсон потерял примерно $30 млрд в результате падения цены акций его компании Las Vegas Sands в прошлом году. «Этот год был крайне удачным для нас, число спонсоров удвоилось, и мы сможем послать гораздо больше молодых людей в Израиль», – говорит представитель фонда Дебора Камил.

По отношению к социальной ответственности и филантропии во время кризиса компании можно разделить на несколько типов, резюмирует профессор испанской бизнес-школы IE Хоакин Гарральда, – некоторые сокращают благотворительный бюджет до нуля, но те из больших компаний, для которых важна репутация, продолжают действовать в сфере корпоративной ответственности и благотворительности, чтобы не подвергнуться критике неправительственных организаций и общественности вообще – это часть управления рисками. При этом, например, металлургам важен в первую очередь продукт – филантропия на втором плане. А вот у клиентов типа Nike или Nestle, работающих напрямую с конечным потребителем, подход более эмоциональный, и для них благотворительность крайне важна.

По данным CAF, в 2008 г. перечисления у компаний B2B были в 2,5–6,3 раза меньше, чем у B2C, и эти пропорции сохраняются.

«Тенденция в корпоративной филантропии неоднозначна, – говорит Осили, – но многие компании остаются привержены ей и в неблагоприятных экономических условиях. Мы наблюдаем за многими новыми стратегиями, в том числе это упор на волонтерской деятельности сотрудников».

Об изменении структуры пожертвований говорят и другие эксперты. Например, все больше компаний запускают программы «стратегической филантропии», в том числе cause giving, которые, способствуя какому-либо социально полезному предприятию, помогают продвигать бренд и улучшать репутацию (например, когда фармацевтические компании финансируют исследования, касающиеся лечения рака). По данным организации Giving USA, продолжает расти доля неденежных пожертвований. По этому параметру в США лидируют фармацевтические компании, банки впереди по денежным перечислениям.