Себестоимость прокачки нефти по ВСТО в разы больше тарифа

Тариф для восточного нефтепровода «Транснефти» – ВСТО – мог бы составить $130 за тонну, втрое выше нынешних ставок. В итоге затраты распределятся по всем направлениям

Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)

строящаяся нефтепроводная трасса. Первая очередь: нефтепровод на 2694 км до Сковородино, Амурская обл. (мощность – 30 млн т нефти в год), далее половина нефти идет по железной дороге до порта Козьмино, остальное – по ответвлению в Китай. Первая экспортная нефть до Козьмино отправлена 30 ноября 2009 г. (отгрузка на танкеры ожидается в конце декабря); запуск ветки в Китай ожидается в конце 2010 г. Вторая очередь: 2100 км нефтепровода от Сковородино до Козьмино с одновременным увеличением мощности всей системы до 50 млн т (в перспективе – до 80 млн т в год); план по запуску – 2012 г.

В конце декабря «Транснефть» запустит первую очередь нефтепровода ВСТО, которая стоила 420 млрд руб. (подробнее см. www.vedomosti.ru). И если бы тариф на прокачку считался по себестоимости, то составил бы $130 за тонну, рассказал президент «Транснефти» Николай Токарев в интервью газете «Коммерсантъ».

Сейчас транспортировка нефти до портов стоит в 3–3,5 раза меньше – в среднем $37–44 за тонну, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. И потому «Транснефть» и чиновники не первый год считают так называемый сетевой тариф: он должен сравнять доходность экспорта нефти по разным направлениям – и на восток, и на запад.

Такой тариф для всей страны должен заработать с 2011 г., отметил Токарев. А в 2010-м будет только сетевой тариф для ВСТО (с учетом трубы и железнодорожного участка до порта Козьмино) – примерно $42–45 за тонну. Впрочем, разницу с себестоимостью транспорта по ВСТО все равно покроют другие направления, добавил Токарев. «Общий рост [тарифов] в рублях нам видится в пределах 20%», – уточнил он, отметив, что предварительный расчет Федеральной службы по тарифам (ФСТ) уже есть.

Цифры еще не определены, «ясность» будет во второй половине декабря, говорит чиновник ФСТ. Представители нефтяных компаний также будущие тарифы не комментируют. Сотрудник одной из них лишь отмечает, что названная ставка по ВСТО – $42–45 – «приемлема».

Но тариф 2010 г. для традиционных направлений может быть еще выше – $44–53, посчитал Борисов. Прогноз по прокачке для ВСТО на будущий год – 15 млн т. И превышение затрат «Транснефти» над сетевым тарифом составит $1,2–1,3 млрд ($85–88 за тонну), что и дает рост ставок на 20% в долларовом исчислении, отмечает Борисов. Это не рекорд для «Транснефти»: в 2008 г. ее тарифы выросли в среднем на 27%, в 2009 г. – на 25%.