Группе ГАЗ не дадут 5,8 млрд руб. на разработку нового дизеля

Миноритарный акционер «Автодизеля» – «Ростехнологии» заблокировали получение заводом кредита ВЭБа. 5,8 млрд руб. планировалось потратить на запуск в производство нового двигателя для большегрузных автомобилей

Собрание акционеров «Автодизеля» (Ярославль, входит в группу ГАЗ) вчера должно было одобрить крупную сделку – привлечение в ВЭБе 10-летнего кредита на 5,8 млрд руб. для организации производства нового двигателя ЯМЗ-530 (4,43–6,45 л). Но руководитель представительства «Ростехнологий» в Ярославской области Юрий Шагин проголосовал против, рассказала «Ведомостям» зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева. Причин, по ее словам, он не объяснил, а лишь отметил, что перед голосованием получил устную директиву распорядиться голосами корпорации (31%) именно так.

На разработку ЯМЗ-530 с участием австрийской AVL группа ГАЗ потратила несколько лет. Завод под новый двигатель компания начала строить еще в 2008 г., тогда же заказала оборудование. Мощность первой очереди предприятия составит 40 000–50 000 двигателей в год. За финансированием проекта ГАЗ обратился в ВЭБ в октябре прошлого года. Поначалу концерн просил кредит на 10 млрд руб., а в декабре прошлого года во время поездки в Ярославль о необходимости поддержки проекта заявил премьер Владимир Путин. Но рассмотрение заявки затянулось: сначала ВЭБ потребовал от ГАЗа согласовать проект с партнером – «Ростехнологиями», потом пытался выбрать между проектом «Автодизеля» и «Камаза» с Cummins (см. врез). Но после некоторых колебаний «Ростехнологии» все же согласовали проект «Автодизелю», рассказывали ранее источники в госкорпорации и ГАЗе. В итоге в октябре этого года наблюдательный совет ВЭБа (его возглавляет Путин) одобрил выделение 5,8 млрд руб. «Автодизелю».

«Получается, что в «Ростехнологиях» правая рука не знает, что делает левая, а решение принимается вразрез с решением набсовета ВЭБа, – возмущается Матвеева. – Удивительно, что госкорпорация, созданная для продвижения инновационных технологий, сама же тормозит их развитие».

Почему «Ростехнологии» вдруг передумали, представитель компании комментировать не стал. «Ростехнологии» должны были предоставить свой пакет в обеспечение по кредиту (так же как ГАЗ – свой), а перспективы проекта госкорпорации до сих пор не ясны, лишь заметил источник, близкий к «Ростехнологиям». Правда, по его словам, госкорпорация готова обсуждать сложившуюся ситуацию с ГАЗом. Но аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова думает, что причина в другом: проект «Камаза», в котором «Ростехнологии» владеют 37% акций, стартовал в конце ноября, госкорпорация не хочет создавать ему конкурента в лице компании, принадлежащей Олегу Дерипаске. Матвеева также надеется, что «Ростехнологии» передумают и на новом собрании, которое созовет ГАЗ, одобрят кредит.

Представитель ВЭБа от комментариев отказался. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уверен, что госкорпорация не собирается ставить инвестпрограмму завода под угрозу. Просто, по его сведениям, выяснилось, что условия привлечения этого кредита противоречат условиям работы госкорпорации.