Кризис оказался слишком мелок для Германа Стерлигова

Собрав деньги с партнеров, «Антикризисный расчетно-товарный центр» подал заявление о собственном банкротстве. Его владелец Герман Стерлигов назвал это реорганизацией бизнеса и пообещал заняться теперь либерализаций рынка золота

Один из первых российских миллионеров – Герман Стерлигов расстается со своим антикризисным проектом. Созданное осенью 2008 г. ОАО «Антикризисный расчетно-товарный центр» (АРТЦ), единственным акционером которого является сам бизнесмен, подало заявление о банкротстве в Арбитражный суд Москвы.

АРТЦ рекламировал себя как антикризисную систему бартерных расчетов и приглашал к сотрудничеству партнеров, которые получали право создать региональные расчетные центры (предварительно купив у центра программное обеспечение). Стоимость «подключения» – от 30 000 до 200 000 евро. Всего, по словам Стерлигова, на конец декабря было собрано 1,5 млн евро. Собственные затраты на создание системы в разговоре с «Ведомостями» Стерлигов оценивал в 35 млн евро.

Правда, не всех партнеров устроило сотрудничество с АРТЦ. Екатеринбургский предприниматель Дмитрий Зайков в декабре отсудил у него 10,5 млн руб. в Свердловском областном суде. По его словам, он стал партнером АРТЦ, уплатив 230 000 евро, но получил только демоверсию программы. А 23 декабря судебные приставы отключили официальные сайты проекта и заблокировали счета АРТЦ в банке «Траст» и Сбербанке, пытаясь взыскать по решению суда 9,2 млн руб. в счет другого экс-партнера Стерлигова – компании «Большой бизнес».

В распространенном вчера заявлении группа компаний Германа Стерлигова связала банкротство АРТЦ с «реорганизацией» бизнеса. Теперь «главный акцент будет сделан на либерализации рынка золота в России и предоставлении возможности <...> свободно обращать бумажные деньги в золотые монеты», говорится в сообщении. А региональная сеть АРТЦ перейдет новому проекту – «Международной резервной расчетной системе».

Кризис не достиг той глубины, чтобы услуги АРТЦ были достаточно востребованы, поэтому принято решение переориентироваться на операции с золотом, объясняет гендиректор АРТЦ Иван Жизневский. По его словам, объем операций в АРТЦ достиг примерно $1 млрд.

Впрочем, банкротства АРТЦ добивается не только его руководство. Еще 7 декабря в Арбитражном суде Москвы зарегистрировано заявление о признании АРТЦ банкротом, поданное «Большим бизнесом», заседание назначено на 5 февраля. По словам Жизневского, долг перед компанией был погашен в конце декабря, в связи с чем заявление потеряло смысл. Адвокат «Большого бизнеса» Александр Костин отказался подтвердить или опровергнуть погашение долга.

Инициатор банкротства может указать кандидатуру арбитражного управляющего, с которой почти наверняка суду придется согласиться, объясняет арбитражный управляющий Евгений Семченко: поэтому АРТЦ может быть заинтересован перехватить инициативу в процессе банкротства. Если же управляющий от кредиторов будет нелоялен, а, как правило, так и бывает, то серьезно повышается риск признания банкротства преднамеренным, замечает он: тогда кредиторы смогут взыскать не полученные ими средства с гендиректора и самого Стерлигова.

Стерлигов по-другому объяснил «Ведомостям» подачу заявления о банкротстве АРТЦ. По его словам, региональные центры задолжали АРТЦ ежемесячную абонентскую плату примерно на 3,3 млн евро, но компания не собирается требовать эти деньги. Чтобы они не опасались исков со стороны АРТЦ, компания будет обанкрочена вместе со своими требованиями, объяснил он. Ход банкротства, по словам Стерлигова, ему безразличен: «Это как ступень у ракеты, которую приходит время отбросить».

Стерлигов обещает погасить все претензии к АРТЦ, признанные судами. Уже поступало предложение от представителя Стерлигова, он предлагал половину денег за отказ от претензий, говорит Зайков: «Но я буду пробовать добиваться возврата всех». У самого АРТЦ почти ничего нет, говорит Зайков: поэтому сейчас мы с другими обманутыми партнерами склоняемся к решению инициировать уголовное дело против Стерлигова по факту мошенничества. «У партнеров претензий [ко мне] нет, – сказал Стерлигов, – а это халявщики, которые пытаются спрыгнуть, когда не получается по-быстрому срубить денег».