Нефть из Восточной Сибири удешевляет жизнь в Калифорнии

Нефть с восточносибирских месторождений неожиданно нашла хороший спрос в США и уже составляет конкуренцию нефти с Аляски

О растущем интересе к новому сорту со стороны американских потребителей сообщила вчера The Wall Street Journal. Добываемая в Восточной Сибири нефть сорта ESPO стала поступать на экспорт с декабря прошлого года, когда заработал новый нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. ESPO уже успешно конкурирует с ANS (Alaska North Slope – сорт нефти, добываемый на Аляске) и оказывает существенное влияние на ценовую конъюнктуру, сдерживая рост цен на нефтепродукты в Калифорнии, где стоимость бензина традиционно является самой высокой в стране, пишет WSJ.

Первые поставки ESPO в США начались еще в феврале. По данным Reuters, пробные партии на свой калифорнийский НПЗ закупила ВР. Аналогичные сделки совершили Shell, Chevron и ConocoPhillips, следует из данных Argus. С начала года на американский рынок было поставлено около 1,4 млн т ESPO – это около четверти экспорта этой нефти, говорит директор по развитию московского представительства агентства Argus Михаил Перфилов. Но пока рано говорить об устоявшемся новом экспортном направлении для ESPO, считает он: поставки нестабильны и варьируются от нуля до четырех партий в месяц.

Самый активный покупатель восточносибирской нефти – Tesoro Corp., крупнейший нефтепереработчик на западе США. Компания c начала года закупает ESPO для пяти своих заводов на западном побережье США, говорит ее представитель Линн Вестфолл, но объемы не называет. «Хотя на данный момент у нас нет долгосрочных контрактов, мы рассматриваем ESPO в качестве вероятной замены ANS и рассчитываем, что в будущем этот сорт частично будет удовлетворять спрос со стороны наших заводов», – пояснила она «Ведомостям».

По своим качествам восточносибирская нефть весьма схожа с ANS, а поскольку добыча аляскинской нефти падает, сырье из России может стать хорошей альтернативой, говорит аналитик Energy Intelligence Group Барбара Шук. На ANS приходится около 40% нефти, перерабатываемой BP на западном побережье США, и порядка 20% нефти, поставляемой на НПЗ Chevron в данном регионе. Часть этих закупок может быть переориентирована на ESPO, пишет WSJ.

Но Перфилов сомневается в том, что ESPO сможет серьезно потеснить ANS на американском рынке. «Закупаемые в настоящее время объемы ESPO пробные. Заводы используют восточносибирскую нефть как некую добавку к своей обычной «диете», мешают сорта, чтобы найти оптимальное соотношение. Чтобы доля ESPO возросла, у потребителей должна быть уверенность в стабильности поставок и качества нового сорта. Поэтому многое будет зависеть от политики российских властей в отношении восточносибирской нефти и действия «Транснефти», – говорит Перфилов.

Основной конкурент ESPO на мировом рынке – ближневосточные сорта нефти. Но в сравнении с ними нефть с восточносибирских месторождений выигрывает в цене.

По данным Platts, дисконт ESPO к цене сорта Dubai составляет $0,4–1,4 за баррель. Нефтяники давали дополнительные скидки из-за того, что это новый сорт нефти с неустоявшимся качеством, к тому же он не облагался вывозной пошлиной. Но с 1 июля правительство заменило нулевую ставку пошлины на восточносибирскую нефть льготной ставкой, рассчитываемой с дисконтом к обычной. Это более чем вдвое сокращает доход нефтяников от экспорта ESPO – с $70 до $30 за баррель (при текущей цене), подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов. При экспорте в Европу сорта Urals нефтяным компаниям остается только $18 с барреля, поэтому даже при повышении пошлины скидка на ESPO может сохраниться. А вот при отмене нулевого НДПИ доходность западных и восточных поставок примерно сравняется и скидка на ESPO пропадет, говорит Борисов. Растущие год от года аппетиты «Транснефти» также снижают доходы нефтяников. Будущая индексация транспортных тарифов (на 3% с 1 августа и в пределах 10% с 1 декабря 2010 г.) отнимет у компаний еще около $1 с каждого барреля, сказал Борисов. По его словам, нестабильность условий ведения бизнеса мешает нефтяным компаниям наращивать добычу в Восточной Сибири. «Без существенных объемов ESPO не сможет занять существенную долю рынка ни в США, ни в Азии», – считает Борисов.