Вагит Алекперов рискнул половиной доли в «Лукойле», чтобы завладеть блокпакетом

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов рискнул половиной своей доли в компании, чтобы стать обладателем ее блокпакета. Он заложил 9% акций «Лукойла» под кредит, потраченный на выкуп акций у ConocoPhillips

Старый акционер

Если бы новые 4,99% "Лукойла" были оформлены на структуры, связанные с Алекперовым, "Лукойл" обязан был бы сообщить о такой сделке. Видимо, де-юре этого не произошло. А Redruth, несмотря на залог 9% "Лукойла", сохраняет за собой все права по голосованию и дивидендам, отмечается в сообщении "Лукойла".

«Лукойл»

вторая по величине нефтяная компания России. основные акционеры – Вагит Алекперов (20,6%), вице-президент «Лукойла» Леонид Федун (9,3%), ConocoPhillips (6,15%). капитализация – $47,9 млрд (РТС). выручка (US GAAP, 1-е полугодие 2010 г.) – $49,8 млрд, прибыль – $4 млрд.

О кредите Алекперова сообщил вчера «Лукойл»: связанная с президентом компания Redruth Investments 22 сентября заложила 9% «Лукойла» по кредиту от синдиката банков во главе с UBS. В тот день такой пакет стоил на Лондонской бирже $4,4 млрд. Каким был кредит и на какие цели он взят, компания не раскрыла. Представители «Лукойла» это не комментируют, получить ответ у UBS и самого Алекперова «Ведомостям» не удалось.

Сумма кредита составила почти $2,4 млрд, рассказал «Ведомостям» сотрудник одной из компаний, которая участвовала в сделке Redruth. А деньги пошли на недавний выкуп 4,99% «Лукойла» у ConocoPhillips, уточнил он.

В покупке этого пакета за $2,38 млрд «Лукойл» участвовал вместе с «группой инвесторов и банком Unicredit, который выступил организатором», сообщила компания 26 сентября. Тогда представитель «Лукойла» уточнял, что бумаги купила нефтяная компания, потому что только у нее был опцион на их приобретение у ConocoPhillips по определенной цене, однако в тот же день весь 4,99%-ный пакет был перепродан инвесторам во главе с Unicredit по той же цене. Выходит, если компания Алекперова профинансировала эту сделку с помощью займа, то именно президент «Лукойла» стал бенефициаром бумаг. Сам Алекперов не мог купить такой крупный пакет «Лукойла» на рынке по выгодной цене, говорит источник «Ведомостей», а выкупить потом акции напрямую у возглавляемой им компании мешал конфликт интересов, поэтому и понадобился организатор – Unicredit, добавляет он. То, что средства, привлеченные Redruth Investments, пошли на сделку с 4,99% «Лукойла», сообщило вчера и «Прайм-ТАСС» со ссылкой на источник в банковских кругах. Представители «Лукойла» и Unicredit комментировать это не стали.

Право голоса по этим акциям сейчас у Unicredit (см. врез), но если их владельцем является Алекперов, то его реальная доля в компании превысила блокирующий пакет. А часть потраченных на сделку средств уже вернулись Unicredit (или его клиенту).

Вчера «Лукойл» сообщил, что за $980 млн выкупил у Uniсredit Bank ноты этого банка, которые «при определенных условиях» могут быть конвертированы в 2% акций «Лукойла». Каковы условия конвертации, не раскрывается. Если ноты процентные, вся сделка похожа на обычный кредит с залогом, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов: 2% акций «Лукойла» остаются на балансе Unicredit (даже если он номинальный держатель), при этом тот получает деньги «Лукойла», а нефтяная компания – потенциальный доход с нот и право на бумаги при определенных условиях.

Представитель «Лукойла» и это не комментирует. Но отмечает, что, возможно, в течение года Unicredit еще будет размещать производные на акции «Лукойла», а компания или другие инвесторы могут их купить.

ConocoPhillips решила продать принадлежавшие ей 20% акций «Лукойла» в начале этого года – после пяти лет партнерства с российским холдингом. Алекперов тогда говорил, что не видит причин выкупать эти бумаги. Однако в августе «Лукойл» купил у Conoco первый пакет – 7,6% за $3,44 млрд, получив опцион до 26 сентября на выкуп оставшихся 11,6%. После всех сделок у Conoco еще осталось 6,15% «Лукойла». Американская компания может продавать бумаги небольшими лотами на рынке (до 0,59% в месяц), но у «Лукойла» преимущественное право выкупа. Пока бумаги не предлагались, говорит представитель «Лукойла», но в любом случае каждый раз решение о выкупе будет приниматься исходя из рыночных условий. Хотя накануне председатель совета директоров «Лукойла» Валерий Грайфер пообещал: «Выкупим все».