Статья опубликована в № 2703 от 01.10.2010 под заголовком: Добро пожаловать в Италию

«Газпром» получил возможность купить трубопроводы в Италии

Еврокомиссия открыла газовый рынок Италии для «Газпрома» и его конкурентов. Главный игрок и практически монополист – итальянская Eni по решению регулятора должна продать три магистральных газопровода, что усилит конкуренцию на местном рынке
AP
ENI

энергетический холдинг. основные акционеры – министерство экономики и финансов Италии (20,3%), госбанк Cassa Depositi e Prestiti (10%). капитализация – 63,97 млрд евро (17.30 МСК). чистая выручка (2009 г.) – 83,2 млрд евро, прибыль – 5,2 млрд евро. мощность газопроводов, в которых у Eni есть доля (всего их семь), – 166,9 млрд куб. м в год, протяженность – 5239 км (TAG – 1140 км, 37,4 млрд куб. м в год; TENP – 1000 км, 15,5 млрд куб. м в год; Transitgas – 290 км, 20 млрд куб. м в год).

Еврокомиссия поставила точку в деле против Eni, разбирательство по которому шло с 2007 г. Регулятор обвинял компанию в том, что та мешает развитию конкуренции, не допуская других поставщиков газа к трубе. Eni грозил штраф размером до 10% годового оборота. В кризисном 2009 году это составило бы 8,3 млрд евро, а в 2008 г. – больше 10 млрд. В итоге в феврале этого года Eni предложила компромисс: она готова продать доли в трех газопроводах. Это 89% трансальпийского газопровода TAG, по которому в Италию поступает российский газ из Австрии, а также 49% TENP и 46% Transitgas (от Северного моря через Нидерланды, Германию и Швейцарию, см. справку). В среду вечером Еврокомиссия объявила, что согласна. TAG, как и просила Eni, может быть продан одной из структур, контролируемой итальянским правительством. Остальные – покупателям, которые будут отвечать трем основным критериям: они должны быть независимы от Eni, не нарушать принципов конкуренции и иметь достаточные ресурсы для содержания инфраструктуры, сообщила комиссия.

Когда Eni должна продать активы, не уточняется; представитель Еврокомиссии комментировать это не стал. Но регулятор в любом случае должен одобрить всех, кого выберет Eni в качестве покупателей, отмечается в его сообщении. Представитель Eni на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Италия – третий по величине газовый рынок Европы: в 2009 г. страна потребила почти 72 млрд куб. м топлива (данные BP). При этом Eni продала больше половины – 40 млрд куб. м. Хотя с 2006 г., после первых претензий Еврокомиссии, компания начала сокращать свою долю на рынке, делясь с другими поставщиками квотой на прокачку газа через основные трубопроводы. К примеру, «Газпрому» Eni уступила долю в мощностях TAG, равную сейчас 3 млрд куб. м в год.

«Газпром» заключил несколько контрактов с другими итальянскими потребителями. Но в последнее время его дела на этом рынке не слишком успешны. Спотовые цены на газ ниже, чем у «Газпрома», Италия резко сократила закупки из России (во II квартале – 70%-ное снижение к кризисному 2009-му).

Как отразится на продажах концерна «открытие» рынка, пока не ясно. «Это дает новые возможности», – лишь отмечает представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Интересны ли концерну газопроводы Eni, тоже непонятно. «Если что-то будет продаваться и соответствовать нашей стратегии – будем оценивать целесообразность», – говорит Куприянов.

Конечно, самый лакомый актив для «Газпрома» – это TAG, потому что по нему идет газ из России; но контроль в нем концерн не смог бы получить в любом случае – в следующем году в ЕС вступает в силу так называемый третий энергетический пакет, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Новые правила запрещают совмещать бизнес по поставке газа и его транспортировке (если речь идет о контрольных пакетах в транспортных активах). По тем же причинам «Газпром» вряд ли станет интересоваться контрольными долями в других газопроводах Евросоюза. А миноритарные доли в TENP и Transitgas могут быть интересны лишь с точки зрения гарантии поставок газа из подземных хранилищ в той же Германии, рассуждает Корчемкин. Но доходность такой инвестиции очень сомнительна.

Однако «открытие» Италии должно помочь «Газпрому», считает Корчемкин. Концерну все равно придется снижать цены, чтобы конкурировать с более дешевым газом из Африки и других стран. Но сейчас у «Газпрома» один главный покупатель – Eni, отношения с которой «давние и особенные», концерн слишком часто идет ей на уступки, добавляет эксперт. А если будет 20, 30 и больше клиентов и прозрачные правила игры, не станет и лишних преференций, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать