Статья опубликована в № 2703 от 01.10.2010 под заголовком: Добро пожаловать в Италию

«Газпром» получил возможность купить трубопроводы в Италии

Еврокомиссия открыла газовый рынок Италии для «Газпрома» и его конкурентов. Главный игрок и практически монополист – итальянская Eni по решению регулятора должна продать три магистральных газопровода, что усилит конкуренцию на местном рынке
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
AP
ENI

энергетический холдинг. основные акционеры – министерство экономики и финансов Италии (20,3%), госбанк Cassa Depositi e Prestiti (10%). капитализация – 63,97 млрд евро (17.30 МСК). чистая выручка (2009 г.) – 83,2 млрд евро, прибыль – 5,2 млрд евро. мощность газопроводов, в которых у Eni есть доля (всего их семь), – 166,9 млрд куб. м в год, протяженность – 5239 км (TAG – 1140 км, 37,4 млрд куб. м в год; TENP – 1000 км, 15,5 млрд куб. м в год; Transitgas – 290 км, 20 млрд куб. м в год).

Еврокомиссия поставила точку в деле против Eni, разбирательство по которому шло с 2007 г. Регулятор обвинял компанию в том, что та мешает развитию конкуренции, не допуская других поставщиков газа к трубе. Eni грозил штраф размером до 10% годового оборота. В кризисном 2009 году это составило бы 8,3 млрд евро, а в 2008 г. – больше 10 млрд. В итоге в феврале этого года Eni предложила компромисс: она готова продать доли в трех газопроводах. Это 89% трансальпийского газопровода TAG, по которому в Италию поступает российский газ из Австрии, а также 49% TENP и 46% Transitgas (от Северного моря через Нидерланды, Германию и Швейцарию, см. справку). В среду вечером Еврокомиссия объявила, что согласна. TAG, как и просила Eni, может быть продан одной из структур, контролируемой итальянским правительством. Остальные – покупателям, которые будут отвечать трем основным критериям: они должны быть независимы от Eni, не нарушать принципов конкуренции и иметь достаточные ресурсы для содержания инфраструктуры, сообщила комиссия.

Когда Eni должна продать активы, не уточняется; представитель Еврокомиссии комментировать это не стал. Но регулятор в любом случае должен одобрить всех, кого выберет Eni в качестве покупателей, отмечается в его сообщении. Представитель Eni на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Италия – третий по величине газовый рынок Европы: в 2009 г. страна потребила почти 72 млрд куб. м топлива (данные BP). При этом Eni продала больше половины – 40 млрд куб. м. Хотя с 2006 г., после первых претензий Еврокомиссии, компания начала сокращать свою долю на рынке, делясь с другими поставщиками квотой на прокачку газа через основные трубопроводы. К примеру, «Газпрому» Eni уступила долю в мощностях TAG, равную сейчас 3 млрд куб. м в год.

«Газпром» заключил несколько контрактов с другими итальянскими потребителями. Но в последнее время его дела на этом рынке не слишком успешны. Спотовые цены на газ ниже, чем у «Газпрома», Италия резко сократила закупки из России (во II квартале – 70%-ное снижение к кризисному 2009-му).

Как отразится на продажах концерна «открытие» рынка, пока не ясно. «Это дает новые возможности», – лишь отмечает представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Интересны ли концерну газопроводы Eni, тоже непонятно. «Если что-то будет продаваться и соответствовать нашей стратегии – будем оценивать целесообразность», – говорит Куприянов.

Конечно, самый лакомый актив для «Газпрома» – это TAG, потому что по нему идет газ из России; но контроль в нем концерн не смог бы получить в любом случае – в следующем году в ЕС вступает в силу так называемый третий энергетический пакет, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Новые правила запрещают совмещать бизнес по поставке газа и его транспортировке (если речь идет о контрольных пакетах в транспортных активах). По тем же причинам «Газпром» вряд ли станет интересоваться контрольными долями в других газопроводах Евросоюза. А миноритарные доли в TENP и Transitgas могут быть интересны лишь с точки зрения гарантии поставок газа из подземных хранилищ в той же Германии, рассуждает Корчемкин. Но доходность такой инвестиции очень сомнительна.

Однако «открытие» Италии должно помочь «Газпрому», считает Корчемкин. Концерну все равно придется снижать цены, чтобы конкурировать с более дешевым газом из Африки и других стран. Но сейчас у «Газпрома» один главный покупатель – Eni, отношения с которой «давние и особенные», концерн слишком часто идет ей на уступки, добавляет эксперт. А если будет 20, 30 и больше клиентов и прозрачные правила игры, не станет и лишних преференций, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more