Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева
Статья опубликована в № 2733 от 15.11.2010 под заголовком: Дивиденды за стенкой

Приморский порт не экономит на акционерах

Недавно построенный Приморский порт уже приносит своим владельцам немалые деньги. С 2007 г. компания выплатила им дивиденды на 6,5 млрд руб., или 62% чистой прибыли
ООО «Приморский торговый порт»

грузооборот в 2009 г. – 79,1 млн т (7-е место в Европе). финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): выручка – 2,99 млрд руб. (-2% к 2009 г.), прибыль – 1,34 млрд руб. (-19%).

ОАО «Новороссийский морской торговый порт»

грузооборот в 2009 г. – 86,5 млн т (по разным оценкам, 4-5-е место в Европе) Основные владельцы: 50,1% – у Kadina Ltd. (80% этой компании – у членов семей председателя совета директоров Александра Пономаренко и депутата Александра Скоробогатько, 20% – у структур Аркадия Ротенберга), 20% – у государства, 5% – у структур РЖД. Капитализация – $2,3 млрд. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.) – $348 млн, прибыль – $169 млн.

Еще три года назад эксперты могли только гадать о рентабельности портового бизнеса в России. Но после IPO Новороссийского морского торгового порта (НМТП) стало понятно, что он доходнее, чем нефтяная отрасль или металлургия. Только производители калийных удобрений могли похвастаться более высокой рентабельностью. В 2008 г. рентабельность «Уралкалия» по EBITDA достигала 76%, тогда как у НМТП она была 58%. А по итогам первого полугодия 2010 г. порт обогнал калийщиков – 70 против 60%.

Сейчас НМТП готовится к покупке у «Суммы капитал» и «Транснефти» Приморского торгового порта (ПТП, Ленинградская обл.) за $2,153 млрд. Затем последние купят владельца 50,1% акций самого НМТП. Перед сделкой оба порта раскрыли международную отчетность ПТП: сам порт – на сайте, а НМТП – для держателей евробондов (см. врез).

ПТП расположен в конечной точке маршрута Балтийской трубопроводной системы. Запущен в 2001 г., переваливает около 80 млн т нефти в год. Это крупнейший и самый современный нефтяной порт России, через него идет около 30% всего экспорта нефти. «Здесь растут грибы, можно встретить лисицу или белку, и не верится, что две опрятные пристани с четырьмя погрузочными причалами и несколькими двухэтажными зданиями, окруженные 54 га леса и лужаек, – это восьмой по величине порт в Европе» – так недавно описывали впечатления после поездки в Приморск аналитики «ВТБ капитала».

С 2007 по 2009 г. выручка ПТП увеличилась на 17% с 5,34 млрд до 6,24 млрд руб. В первом полугодии 2010 г. этот показатель составил 2,99 млрд руб. Рентабельность компании по EBITDA за эти годы не опускалась ниже 67%, а в 2008 г. и вовсе составила рекордные 80%. Рентабельность по чистой прибыли была не менее 43% (подробнее см. таблицу на www.vedomosti.ru). Для сравнения: рентабельность крупнейшего в Европе порта Роттердама в 2008 г. составляла 58 и 29% соответственно. Наконец, чистый долг ПТП уже три года подряд – отрицательная величина.

Порядок в финансах позволяет ПТП платить щедрые дивиденды. В сумме за 2007–2009 гг. и первое полугодие этого года предприятия группы выплатили акционерам почти 6,5 млрд руб., или 62% суммарной прибыли за этот период. Сам НМТП заплатил за тот же срок всего $40,4 млн дивидендов – около 4,5% суммарной прибыли.

Будет ли НМТП таким же щедрым при переходе под контроль «Транснефти» и «Суммы», не ясно. Вряд ли в ближайшие пять лет будут высокие выплаты, ведь порт увеличит долг, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Представители «Суммы» и «Транснефти» от комментариев отказались.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать