«АвтоВАЗ» определил поставщиков для новых моделей

Стоило «АвтоВАЗу» сделать ставку на зарубежных поставщиков автокомпонентов, как он столкнулся с теми же проблемами, что и пришедшие в Россию иностранные автоконцерны. Пока в нашу страну переносится лишь производство самых простых автокомпонентов
«АвтоВАЗу» непросто найти иностранных поставщиков автокомпонентов/ Д. Гришкин

«АвтоВАЗ»

Автопроизводитель. Основные акционеры – Renault (25%), «Тройка диалог» (24,8%), «Ростехнологии» (18,8%). Капитализация – 55,8 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): Выручка – 62 млрд руб., прибыль – 3,1 млн руб.

Подбор поставщиков компонентов для Lada Granta (автомобиль экономкласса на платформе Kalina, начнет собираться в конце 2011 г.) уже завершен, а в середине декабря закончится номинация поставщиков и на автомобили R-90 и F-90 (платформа Renault-Nissan B0, начало выпуска – I квартал 2012 г.), рассказал «Ведомостям» вице-президент «АвтоВАЗа» Дамир Кашапов. В список вошли более десятка известных иностранных производителей – в том числе Valeo, Visteon, Eberspaecher, Faurecia, Brose, Magnetto Wheels. Но пока речь идет о несложных деталях – от солнцезащитных козырьков и замков дверей до выхлопных систем.

Конечная цель автозавода – производить самому только двигатели, крупную штамповку и крупные детали из пластика, перечисляет Кашапов. Аналогично устроено производство и международных автоконцернов – самостоятельно они производят лишь узлы с высокой добавленной стоимостью, такие как двигатели, трансмиссии или крупная штамповка, остальное поставляют независимые компании, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев.

Иностранные производители давно пытаются локализовать производство своих машин в России, однако этот процесс идет слишком медленно, автоконцерны не могут обеспечить объема заказов, достаточного для окупаемости новых производств автокомпонентов, отмечает Бончев. «АвтоВАЗ» как раз и может стать центром притяжения для поставщиков автокомпонентов, полагает он.

Но реализовать этот план нелегко. Производство сложных комплектующих, таких как трансмиссия, значительно более капиталоемко, поэтому организовать их производство в России иностранным поставщикам труднее, отмечает Бончев. «АвтоВАЗ» готов помогать иностранцам: он координирует создание их СП с лучшими российскими поставщиками, а также предлагает им строительство своих производств в создающейся особой экономической зоне в Тольятти, отмечает Кашапов. В первое время поставщики, получившие номинации на новые модели, могут поставлять комплектующие из-за рубежа, но уже к 2015 г. они должны создать производства здесь. В итоге будет локализовано 80% производства компонентов для этих машин, ожидает Кашапов.