Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева

У «Газпрома» слишком дорогие трубы

Премьер-министр Владимир Путин поручил «Газпрому» снизить издержки на прокачку газа. Помогать концерну будет Минэкономразвития
Чиновники заинтересовались стоимостью трубопроводов «Газпрома»
С. Портер
Актив для Ротенбергов

«Газпром» может продать «Газпром бурение» (бывший «Бургаз») в рамках программы по реализации непрофильных активов, сообщили в концерне. Представитель Аркадия Ротенберга заявил «Интерфаксу»: «Мы будем участвовать в конкурсе, потому что нам интересен этот актив».

Минус 90 млрд руб.

Завтра совет директоров «Газпрома» должен рассмотреть инвестпрограмму на 2011 г. Цифра, предложенная менеджментом, – 815 млрд руб., говорят два близких к концерну источника (его представитель это не комментирует). Инвестпрограмма этого года на 11% больше – 905 млрд руб. (из них 752 млрд руб. – капвложения, в том числе 482,2 млрд руб. на транспорт).

«Газпром»

Энергетический холдинг. основной владелец – государство (более 50%). капитализация – 4 трлн руб. выручка (РСБУ, 9 месяцев 2010 г.) – 1,99 трлн руб. прибыль – 322,5 млрд руб.

О поручении премьера говорится в протоколе совещания, которое Путин провел в Новом Уренгое 11 октября (текст есть у «Ведомостей»). Тогда премьер заявил, что «газовым компаниям» нужно заняться снижением издержек: «[Нужно] убирать лишние, неэффективные траты и при строительстве, и при эксплуатации объектов инфраструктуры, применять современные технические решения и работать с поставщиками». А по итогам совещания Путин поручил Минэкономразвития, «Газпрому», Минэнерго и ФСТ «проработать вопросы, связанные с необходимостью снижения издержек в сфере транспортировки газа по трубопроводам». «Конкретные» предложения они должны представить до конца 2010 г., сказано в протоколе.

Вопрос о стоимости строительства газопроводов «Газпрома» поднял замминистра экономразвития Станислав Воскресенский, говорят три участника совещания. Эту тему совет директоров «Газпрома» планирует рассмотреть в декабре, добавляет один из них. Пока нельзя говорить о том, что Путин решил умерить аппетиты «Газпрома», добавляет он: премьер сам указал, что некоторые проекты концерна объективно дорогие и нужен более глубокий анализ.

Поручение получено, подтверждает представитель «Газпрома», оно касается всей сферы транспортировки газа – от расходов на эксплуатацию сети до стоимости строительства, ремонта и обслуживания объектов газотранспортной системы. «Каких-либо претензий к «Газпрому» со стороны правительства нет», – уверяет он. Воскресенский от комментариев отказался.

«Я их построил, этих газопроводов, многие тысячи километров и могу голову положить на отсечение – в любых условиях больше $2 млн за километр не стоит труба, если не брать, конечно <...> коррупционную составляющую», – заявлял недавно президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль (в 1980-х – замминистра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР).

В пресс-службе «Газпрома» отказались раскрыть удельную стоимость строительства газопроводов. Посчитать ее самостоятельно сложно: «Газпром» указывает в инвестпрограммах план по вводу газопроводов, но с учетом строительства в предыдущие годы и часто без учета новых строек. Например, по инвестпрограмме 2009 г. (утверждена в конце 2008 г.) лимит по расходам на транспортные мощности был 308 млрд руб., план по вводам – 928 км. Выходит почти 332 млн руб./км. Или около $10 млн с учетом компрессорных станций. А удельная стоимость, естественно, намного ниже, говорит менеджер «Газпрома».

Можно посчитать отдельные проекты, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: например, Грязовец – Выборг, часть Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Труба должна заработать в 2011 г., выйти на полную мощность (55 млрд куб. м в год) в 2012 г.; проектная длина – 917 км. А стоимость уже составила около 198 млрд руб., или $6,9 млрд по среднегодовым курсам, если сложить планы «Газпрома» по расходам на проект в 2006–2010 гг. (расчеты «Ведомостей» по цифрам из меморандумов к еврооблигациям «Газпрома»). Выходит $7,5 млн за 1 км.

Один из подрядчиков на проекте Грязовец – Выборг – «Стройгазмонтаж» братьев Ротенберг. Каждый проект уникален, их нельзя «усреднять», настаивают сотрудник «Газпрома» и представитель «Стройгазмонтажа». Например, на трассе Грязовец – Выборг уникальная компрессорная станция в бухте Портовая рядом с Выборгом, аналогов которой нет в России: ее проектная мощность – 366 МВт, отмечает сотрудник «Газпрома». На сайте подрядчика отмечается, что в ходе строительства газопровода нужно преодолеть «много сложнейших участков», например прокладку по дну Невы с использованием микротоннелирования. А расчет стоимости – прерогатива проектировщиков, это структуры «Газпрома», добавляет представитель «Стройгазмонтажа».

В 2006 г. «Газпром» раскрывал затраты на 144 км линейной части Грязовец – Выборг – 19,8 млрд руб., или 600 млн евро, 4 млн евро/км без компрессорных станций, настаивает Корчемкин. Для сравнения он приводит германский газопровод Opal (более 35 млрд куб. м в год), который, как и СЕГ, заработает в 2011 г.; его стоимость – примерно 1 млрд евро, или 1,4 млн евро/км.

Без детальных расчетов никаких выводов делать нельзя, поэтому Белый дом и ждет цифр от «Газпрома» и Минэкономразвития, говорит чиновник правительства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more