У «Газпрома» слишком дорогие трубы

Премьер-министр Владимир Путин поручил «Газпрому» снизить издержки на прокачку газа. Помогать концерну будет Минэкономразвития
Чиновники заинтересовались стоимостью трубопроводов «Газпрома» /С. Портер

Актив для Ротенбергов

«Газпром» может продать «Газпром бурение» (бывший «Бургаз») в рамках программы по реализации непрофильных активов, сообщили в концерне. Представитель Аркадия Ротенберга заявил «Интерфаксу»: «Мы будем участвовать в конкурсе, потому что нам интересен этот актив».

Минус 90 млрд руб.

Завтра совет директоров «Газпрома» должен рассмотреть инвестпрограмму на 2011 г. Цифра, предложенная менеджментом, – 815 млрд руб., говорят два близких к концерну источника (его представитель это не комментирует). Инвестпрограмма этого года на 11% больше – 905 млрд руб. (из них 752 млрд руб. – капвложения, в том числе 482,2 млрд руб. на транспорт).

«Газпром»

Энергетический холдинг. основной владелец – государство (более 50%). капитализация – 4 трлн руб. выручка (РСБУ, 9 месяцев 2010 г.) – 1,99 трлн руб. прибыль – 322,5 млрд руб.

О поручении премьера говорится в протоколе совещания, которое Путин провел в Новом Уренгое 11 октября (текст есть у «Ведомостей»). Тогда премьер заявил, что «газовым компаниям» нужно заняться снижением издержек: «[Нужно] убирать лишние, неэффективные траты и при строительстве, и при эксплуатации объектов инфраструктуры, применять современные технические решения и работать с поставщиками». А по итогам совещания Путин поручил Минэкономразвития, «Газпрому», Минэнерго и ФСТ «проработать вопросы, связанные с необходимостью снижения издержек в сфере транспортировки газа по трубопроводам». «Конкретные» предложения они должны представить до конца 2010 г., сказано в протоколе.

Вопрос о стоимости строительства газопроводов «Газпрома» поднял замминистра экономразвития Станислав Воскресенский, говорят три участника совещания. Эту тему совет директоров «Газпрома» планирует рассмотреть в декабре, добавляет один из них. Пока нельзя говорить о том, что Путин решил умерить аппетиты «Газпрома», добавляет он: премьер сам указал, что некоторые проекты концерна объективно дорогие и нужен более глубокий анализ.

Поручение получено, подтверждает представитель «Газпрома», оно касается всей сферы транспортировки газа – от расходов на эксплуатацию сети до стоимости строительства, ремонта и обслуживания объектов газотранспортной системы. «Каких-либо претензий к «Газпрому» со стороны правительства нет», – уверяет он. Воскресенский от комментариев отказался.

«Я их построил, этих газопроводов, многие тысячи километров и могу голову положить на отсечение – в любых условиях больше $2 млн за километр не стоит труба, если не брать, конечно <...> коррупционную составляющую», – заявлял недавно президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль (в 1980-х – замминистра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР).

В пресс-службе «Газпрома» отказались раскрыть удельную стоимость строительства газопроводов. Посчитать ее самостоятельно сложно: «Газпром» указывает в инвестпрограммах план по вводу газопроводов, но с учетом строительства в предыдущие годы и часто без учета новых строек. Например, по инвестпрограмме 2009 г. (утверждена в конце 2008 г.) лимит по расходам на транспортные мощности был 308 млрд руб., план по вводам – 928 км. Выходит почти 332 млн руб./км. Или около $10 млн с учетом компрессорных станций. А удельная стоимость, естественно, намного ниже, говорит менеджер «Газпрома».

Можно посчитать отдельные проекты, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: например, Грязовец – Выборг, часть Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Труба должна заработать в 2011 г., выйти на полную мощность (55 млрд куб. м в год) в 2012 г.; проектная длина – 917 км. А стоимость уже составила около 198 млрд руб., или $6,9 млрд по среднегодовым курсам, если сложить планы «Газпрома» по расходам на проект в 2006–2010 гг. (расчеты «Ведомостей» по цифрам из меморандумов к еврооблигациям «Газпрома»). Выходит $7,5 млн за 1 км.

Один из подрядчиков на проекте Грязовец – Выборг – «Стройгазмонтаж» братьев Ротенберг. Каждый проект уникален, их нельзя «усреднять», настаивают сотрудник «Газпрома» и представитель «Стройгазмонтажа». Например, на трассе Грязовец – Выборг уникальная компрессорная станция в бухте Портовая рядом с Выборгом, аналогов которой нет в России: ее проектная мощность – 366 МВт, отмечает сотрудник «Газпрома». На сайте подрядчика отмечается, что в ходе строительства газопровода нужно преодолеть «много сложнейших участков», например прокладку по дну Невы с использованием микротоннелирования. А расчет стоимости – прерогатива проектировщиков, это структуры «Газпрома», добавляет представитель «Стройгазмонтажа».

В 2006 г. «Газпром» раскрывал затраты на 144 км линейной части Грязовец – Выборг – 19,8 млрд руб., или 600 млн евро, 4 млн евро/км без компрессорных станций, настаивает Корчемкин. Для сравнения он приводит германский газопровод Opal (более 35 млрд куб. м в год), который, как и СЕГ, заработает в 2011 г.; его стоимость – примерно 1 млрд евро, или 1,4 млн евро/км.

Без детальных расчетов никаких выводов делать нельзя, поэтому Белый дом и ждет цифр от «Газпрома» и Минэкономразвития, говорит чиновник правительства.