«Роснефть» и «Транснефть» могут получить по 25% трубы Самсун - Джейхан


Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) подписали документы о расширении нефтепровода Тенгиз – Новороссийск до 67 млн т. Стоимость проекта – $5,4 млрд, говорится в материалах КТК. Финансировать строительство консорциум будет за счет тарифной выручки (прогноз на 2010 г. – $1,1 млрд), сказал гендиректор КТК Николай Платонов. Для реализации проекта акционеры предоставят компании отсрочку по выплатам займов на сумму около $5 млрд до 2015 г. Если собственных средств не хватит, КТК привлечет кредит –примерно на $1 млрд, добавил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков.

Ранее расширение КТК планировалось синхронизировать со строительством нефтепровода Бургас – Александруполис (из Болгарии в Грецию в обход турецких проливов). Но Болгария фактически заблокировала проект. Теперь компании обеспокоены, что дополнительные объемы нефти придется транспортировать через перегруженные проливы, рассказывали источники, близкие к руководству КТК, и сотрудники участников проекта. Еще один вариант – поставки по будущему нефтепроводу Самсун – Джейхан (с севера на юг Турции). По 25% в этом проекте могут получить российские «Роснефть» и «Транснефть», заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин. Переговоры уже идут, отметил он, но вопросы вызывает растущая стоимость проекта. Турция оценила трубу в $4 млрд, но уже сегодня очевидно, что окончательная смета будет выше, считает Барков.

КТК

Оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (1580 км, мощность – 34 млн т).. акционеры: Россия – 31% (в управлении «Транснефти» – 24%, у «КТК компании» – 7%), Казахстан – 20,75% (у «Казмунайгаза» – 19%, у Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%), Chevron – 15%, Lukarco – 12,5%.

Вопрос об увеличении мощности КТК с тогдашних 28 млн до 67 млн т в год встал сразу после запуска трубы – в 2001 г. Пять лет назад проект оценивался в $2 млрд, и предполагалось, что инвестиции окупятся в 2012 г. Новая финансовая модель отодвинула сроки окупаемости за 2024 г., признает Барков. При этом с ростом сметы увеличился и тариф на прокачку нефти (с $30,24 до $38 за 1 т).

Расширение трубы пройдет в три этапа (в 2012, 2013 и 2014 гг.), говорит представитель Chevron. Проект предполагает модернизацию пяти НПС и 88 км действующего нефтепровода, а также строительство 10 новых станций и шести резервуаров нефтехранилища (по 100 000 куб. м) на Морском терминале.