«Аэрофлот» введет "обиженных" пассажиров в дополнительные расходы

Попытка «Аэрофлота» загладить вину за авиаколлапс в конце декабря понравилась далеко не всем пострадавшим пассажирам. Ведь обещанный ваучер на бесплатный полет покрывает далеко не всю стоимость билета, к тому же его получателю придется уплатить с подарка подоходный налог

За три предновогодних дня – с 26 по 28 декабря – «Аэрофлот» из-за отсутствия антиобледенительной жидкости более чем на 8 часов задержал отправление почти 200 рейсов. Многие пассажиры провели в «Шереметьево» в ожидании отправки более суток. Компания решила извиниться перед ними и предоставить ваучер, эквивалентный тарифу из Москвы в пункт назначения. Их выдача началась 13 января. Ко вчерашнему дню было выдано более 600 ваучеров, сообщила компания. За ними выстроилась целая очередь, рассказал сотрудник «Аэрофлота»: в центральном офисе на Арбате людей раз в пять больше, чем обычно. Всего перевозчик рассчитывает раздать 24 000 ваучеров на общую сумму около $10 млн.

Как выяснилось, ваучер покрывает лишь стоимость услуг самой авиакомпании, а таксы и сборы – нет. «Наши билеты Москва – Берлин (туда-обратно) стоили 11 000 руб.; в одну сторону – 5500 руб., но «Аэрофлот» компенсирует сумму тарифа за вычетом такс и сборов. У меня получилось около 2500 руб.», – пишет в блоге Роман Челюскин (ник roman-moscow).

Если полагается ваучер за билет «туда-обратно», то его «цена» рассчитывается не простым делением всей стоимости на 2, говорит сотрудник авиакомпании: берется именно тариф в одну сторону, а он бывает нескольких категорий – от совсем дешевого до дорогого; затем действительно вычитаются таксы и сборы (так, размер аэропортового сбора в Европе – 80–100 евро на человека).

А поскольку ваучер – подарок авиакомпании, то пассажиру после реализации бумаги придется самому заплатить 13%-ный подоходный налог. Юристы голову сломали, думая, как бы избавиться от этого, но не смогли, вздыхает сотрудник «Аэрофлота». Если же пассажир не желает принять ваучер, то может направить заявление о требовании денежной компенсации понесенных издержек с приложением чеков за питание и гостиницу. Кроме того, за час задержки авиакомпания по закону обязана заплатить 25 руб.

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов ждал вылета «Аэрофлота» из «Шереметьево» в Дюссельдорф 34 часа. Но ваучер он брать не намерен. «Я буду судиться, – категоричен Гатов. – У меня не стоит задача разорить «Аэрофлот» или получить серьезную материальную компенсацию, мне важен сам факт суда, чтобы дело стало публичным». Главная претензия Гатова в том, что менеджеры авиакомпании не имели четкого плана действий в экстремальной ситуации, а также информационный вакуум, в котором находились люди несколько дней.