«Роснефть» и BP рассказали об условиях партнерства
Обмен акциями «Роснефти» и ВР не принесет партнерам эксклюзивных прав и привилегийВР будет действовать в полном соответствии с акционерным соглашением по ТНК-ВР, говорит Хак, поэтому сейчас компания «ведет диалог» с ААР: «Нам необходимо найти решение, которое устроило бы всех». Однако сделка с «Роснефтью» будет закрыта самое позднее к середине февраля, дискуссия с российскими акционерами ТНК-BP не сможет повлиять на это, уверен он.
Сложная Арктика или новая «новая Petrobras»?
Пример доверия
«Роснефть»
BP
Недавняя сделка с BP (см. врез) – историческое событие не только для «Роснефти», но и для России, напомнили вчера менеджеры госкомпании. Конечно, глобальные игроки уже покупали акции российских нефтяников. Например, американская ConocoPhillips до прошлого года владела 20% «Лукойла». Но российская нефтекомпания становится акционером глобального игрока впервые. Такое событие «равнозначно первой российской нефти в Сибири», заметил вчера президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов: госкомпания не просто будет акционером BP (а та – крупнейшим миноритарием «Роснефти»), британский гигант – самый опытный разработчик мирового шельфа, а теперь технологии ВР получит и наша страна.
Договор ВР и «Роснефти» может стать «одной из звездных сделок» этого года и привлечь больший интерес инвесторов к другим госактивам, заявил вчера же помощник президента Аркадий Дворкович (цитата по «Прайм-ТАСС»). Это признак выздоровления экономики после кризиса, уверен президент ВТБ Андрей Костин (независимый директор «Роснефти»).
Однако, если у Conoco были особые права в «Лукойле», у ВР таких не будет – все строго по российскому закону «Об акционерных обществах», отметил Худайнатов. Conoco, владея 20% «Лукойла», по многим вопросам обладала правом вето. В 2005 г. «Лукойл» поменял устав, добавив, в частности, пункты о единогласном решении совета по крупным сделкам, дивидендным рекомендациям, а также по поправкам в устав, которые меняют эти правила. А будущие 10,8% ВР в «Роснефти» дадут только право созвать внеочередное собрание акционеров (по закону об АО) и одно место в совете директоров компании (минимальный проходной балл на прошлогоднем собрании был 9,4%). Особые права действительно не предполагаются ни для «Роснефти», ни для ВР, подтверждает глава ВР в России Джереми Хак.
Сделка не сорвется
Сделка с ВР по обмену акциями должна закрыться через 3–4 недели, отметил Худайнатов.
Правда, ее еще изучают российские акционеры ТНК-ВР – консорциум ААР («Альфа» – Access – «Ренова»). Консорциум заявил, что ТНК-ВР имеет преимущественное право на новые проекты ВР и ААР в России и на Украине (если совет нефтекомпании решит, что они ей интересны). Может ли это затянуть сделку с ВР, Худайнатов прогнозировать не взялся. Однако она точно не сорвется, уверен он. Соглашения с ВР юридически обязывающие, добавил Худайнатов, хотя санкции за возможный срыв сделки не предполагаются.
Российские совладельцы ТНК-ВР поддержали партнерство BP с «Роснефтью», хотя формального согласия и не давали, отмечает источник, близкий к одной из компаний. С представителем ААР связаться не удалось.
А «Роснефть» не ждет других участников в сделке с ВР: третий партнер в арктическом проекте не предполагается, отметил Худайнатов, долей в ТНК-ВР «Роснефть» также не интересуется, да и российские акционеры СП ее не предлагали.
Впрочем, у других игроков есть интерес к акциям «Роснефти». Индийская ONGC Videsh (OVL) заинтересована в покупке стратегического пакета «Роснефти» или «Зарубежнефти», пишет индийская газета Mint со ссылкой на источник в руководстве OVL. Худайнатов заметил, что «Роснефть» обсуждает партнерство со многими компаниями, обмен акциями никто больше не предлагал. «Но такие обсуждения ведутся», – заметил он, правда деталей не раскрыл.
Паритет в Арктике
Совместная компания ВР и «Роснефти» для работы в Карском море (участки Восточно-Приновоземельские – 1, 2, 3) должна появиться в течение двух лет, заявляли в выходные представители компаний; «Роснефть» получит 67%, ВР – 33%. Доли будут неизменными как на этапе разведки, так и при добыче, отметил Худайнатов. Окончательное коммерческое соглашение по СП должно быть подписано до конца года, добавил он, в частности, там будут детали корпоративного управления. Пока предполагается, что первый $1 млрд в разведку вложит ВР (данные обеих компаний). Ориентировочная оценка всех расходов на поиск и разведку (если брать только обязательные условия из лицензионных соглашений – сейсмика, по две скважины на участке и проч.) – около $1,8 млрд, уточнил Худайнатов. И как только будет вложен первый $1 млрд, расходы будут делить уже оба партнера, но, возможно, не пропорционально долям, а паритетно, добавил он. Паритетным будет и управление на этапе разведки, отметил Худайнатов: у каждого из партнеров будет право вето по ключевым вопросам, включая где и какую скважину бурить.
Геологоразведка будет продолжаться примерно 10 лет, добавляет сотрудник ВР, в этот период права обеих компаний по управлению СП действительно будут равны. А потом компания предполагает провести корректировку в сторону большего влияния «Роснефти», в каких пропорциях – предстоит обсудить. То же касается и долей в инвестициях, добавляет собеседник «Ведомостей» (представитель ВР комментировать это не стал).