Лондонский суд не пустил BP на арктический шельф

Российские акционеры ТНК-BP одержали первую победу над BP в лондонском суде. Тот заморозил сделку британской компании и «Роснефти» до 25 февраля

Создание глобального альянса британской ВР и «Роснефти» откладывается. Вчера Высокий суд Лондона поддержал просьбу консорциума ААР («Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова») и отложил закрытие всех сделок между ВР и «Роснефтью», говорится в решении суда (см. на www&vedomosti.ru).

О создании альянса ВР и «Роснефть» договорись еще две недели назад. Его основа – взаимное владение акциями (9,53% «Роснефти» на 5% ВР) и создание СП для работы на российском арктическом шельфе. Сделку одобрил премьер-министр Владимир Путин и поддержал президент Дмитрий Медведев.

Возражения возникли только у ААР (в паритете с ВР владеет ТНК-ВР). Компания настаивала на том, что сотрудничество «Роснефти» и ВР противоречит условиям акционерного соглашения по ТНК-ВР. По нему британский холдинг должен был письменно уведомить СП о переговорах с «Роснефтью» и получить на это разрешение. ВР претензий российских партнеров не признала. Решить спор за столом переговоров не удалось, и ААР обратился в Высокий суд Лондона с просьбой заморозить все сделки.

Суд удовлетворил эту просьбу. Все сделки, а также переговоры в рамках создания альянса ВР и «Роснефти» приостановлены до 25 февраля или до решения стокгольмского арбитража. Именно там – по соглашению между ВР и ААР – и должны решаться все споры компаний.

«Позиция BP всегда заключалась в том, что этот вопрос [спор с ААР] должен решаться в арбитражном суде. Поэтому мы удовлетворены сегодняшним итогом слушаний», – приводятся в сообщении BP слова члена совета директоров ТНК-ВР от британской компании Дэвида Питти. «Решение лондонского суда подтверждает моральную и юридическую правоту нашей позиции», – заявил в свою очередь исполнительный директор ААР Стэн Половец.

В Стокгольме есть несколько вариантов рассмотрения процессов, поясняет представитель арбитража Андреас Аструм. В числе вариантов – «срочный» процесс (до 5 дней), «экспресс» (до трех и до шести месяцев в зависимости от дела), а «обычные» процессы занимают в среднем 10 месяцев, уточняет он. Стороны могут выбрать любой из вариантов. Правда, вердикт в «срочном» процессе не окончателен, проигравшая сторона может оспорить его в том же стокгольмском арбитраже в отличие от других процессов, добавляет собеседник «Ведомостей».

ВР и ААР договорились, что выберут срочный процесс, говорят источники, близкие к компаниям. Слушания начнутся через полторы-две недели.

Шансы ААР выиграть и в Стокгольме очень высоки, считает партнер юридической компании «Hepp» Илья Рачков, ведь соглашение акционеров ТНК-ВР изначально предусматривало, что ААР – эксклюзивный партнер ВР в России. Лондонский суд при принятии решения об обеспечительных мерах не рассматривает суть спора по существу, напрямую его решение на вердикт стокгольмского арбитража не влияет, но часто принимается к сведению, говорит партнер Goltsblat BLP Антон Ситников.

Еще до новостей из лондонского суда гендиректор ВР Роберт Дадли не исключал проблем. Суд «вполне может» наложить запрет на закрытие сделки с «Роснефтью», отмечал он.

Но это не отменит партнерства в Арктике, максимум придется взять тайм-аут в переговорах. Но уже вечером Дадли назвал вердикт «хорошей новостью», передало Bloomberg. По его мнению, разбирательство в арбитраже позволит в короткие сроки решить конфликт.

Правда, решение суда может затянуть закрытие сделки по обмену акциями с «Роснефтью», добавлял в беседе с WSJ представитель ВР. Ту же позицию занял и госхолдинг: судебные разбирательства акционеров ТНК-ВР не повлияют на суть договоренностей ВР и «Роснефти», отменять сделку никто не собирается, говорит сотрудник госхолдинга.

Партнеров по ТНК-ВР «проинформировали» о переговорах по Арктике, отметил Дадли, хотя обмен акциями действительно мог стать для них сюрпризом. Но теперь ВР все исправила: британская компания направила оферту в совет директоров ТНК-ВР, сообщил Дадли, и он не против того, чтобы ТНК-ВР как-то поучаствовала в сделке. Как именно – Дадли не уточнил. Но отметил, что верит в успех: «Уверен, что мы решим спор [с ААР] по-деловому. Это может быть финансовое или стратегическое [решение]» (цитаты по The Telegraph).

Источник, близкий к ААР, выплату компенсации исключает. Этот вопрос не обсуждался и не обсуждается, говорит он. Согласится ли ААР на обмен активами с партнерами по ТНК-BP, он не говорит.

Партнерам придется улаживать конфликт самостоятельно. Принять участие в работе на шельфе ТНК-ВР не сможет, категоричен близкий к «Роснефти» источник: вариант третьего партнера не рассматривался и не рассматривается. «Работа на шельфе требует финансовой ответственности», – говорит директор департамента информации «Роснефти» Рустам Кажаров. Туда будут допущены только те компании, капитализация которых близка к $100 млрд, объясняет он, это будет гарантом высоких технологического и экологического стандартов работы.