Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева
Статья опубликована в № 2791 от 14.02.2011 под заголовком: Как дешевела труба

«Газпром» по просьбе Владимира Путина рассказал о стоимости газопроводов

«Газпром» раскрыл расходы на прокладку газопроводов. Один из главных проектов – считавшаяся неоправданно дорогой часть Северо-Европейского газопровода – оказался сравним с мировыми аналогами: около $3 млн/км. Просто концерн не стал строить дороги для завоза техники
Инфраструктура была

Выдержки из материалов «дочки» «Газпрома» - «Гипроспецгаза» - по основным техническим решениям для газопровода Грязовец – Выборг, которые приводит Корчемкин (http://www.vologda-oblast.ru/Periodic/FILE RUS/163.pdf): «От 0 и до км 615 прохождение трассы газопровода намечается в одном коридоре с существующими газопроводами Грязовец-Ленинград 1-я и 2-я нитки, а от км 594 и с трубопроводом БТС <…> [после 743 км трасса] входит в один коридор с газопроводами Ленинград-Выборг-Госграница 1-я и 2-я нитки, проходя с ними параллельно до 843 км в северо-западном направлении <…> при прохождении трассы в одном коридоре с существующими газопроводами появляется возможность использовать для строительства и эксплуатации уже существующей системы газопроводов».

В октябре премьер Владимир Путин велел «Газпрому» и Минэкономразвития заняться снижением издержек при транспортировке газа, в том числе разобраться, сколько «Газпром» тратит на строительство газопроводов. Работа над поручением продолжается, говорил на днях представитель Минэкономразвития. Но первые результаты уже есть. «Газпром» впервые раскрыл удельную стоимость транспортных строек – в презентации к пятничной встрече с инвесторами (копия есть у «Ведомостей»).

Оказалось, что стоимость строительства снизилась – на 38% к 2009 г. в реальных ценах по равнению с 2006 г. до 95 млн руб./км, или около $3 млн по среднему курсу (в номинальных ценах был рост). Правда, это только линейная часть – без компрессорных станций и других объектов – и касается не всех строек, а крупных проектов (диаметр – 1420 мм, рабочее давление – 7,4 МПа, отмечается в презентации).

В презентации приведен пример – часть Северо-Европейского газопровода Грязовец – Выборг. Основные подрядчики проекта – «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Эксперты называли эту стройку одной из самых дорогих в мире: исходя из объявленных планов «Газпрома» в 2006–2010 гг. затраты на нее (со всеми объектами) получались около $6,9 млрд. Пока построена только первая очередь (остальное – в 2011–2012 гг.). Но даже если разделить $6,9 млрд на всю проектную длину – 917 км, выходит около $7,5 млн/км.

Первую часть этой трубы (144 км, без компрессорных станций) «Газпром» в 2006 г. собирался построить за 19,84 млрд руб. – около 138 млн руб./км, или $5 млн по среднему курсу того года. Но в пятничной презентации совсем другая цифра по линейной части – 94,9 млн руб./км ($3 млн). Это участки, введенные в 2009 г., уточняет представитель «Газпрома».

Представитель «Газпрома» объясняет разницу тем, что в 2006 г. предполагалось строить не только линейную часть, но и «большое количество подъездных и вдольтрассовых дорог для завоза строительной техники для всей трассы газопровода в условиях пересеченной и болотистой местности», но позднее от этих строек отказались в пользу муниципальных дорог и, «в исключительных случаях», авиаперевозок. Сколько в итоге было потрачено на эту стройку в 2006 г., собеседник «Ведомостей» не раскрыл, сказав лишь, что менее расчетных $5 млн.

Зачем понадобилось включать в план строительство необязательных, как оказалось, дорог, представитель «Газпрома» объяснять не стал.

Экспертов цифры и их объяснение не удовлетворили. «Получается, мы так и не знаем, сколько реально потратил «Газпром» даже на Грязовец – Выборг, – сетует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – Есть исторические данные о том, какими были сметы (а они, как видно, изначально были завышены), и нет ни одного радостного доклада «Газпрома» об экономии или хотя бы о выполнении этих планов». Первый участок находится в развитом регионе, рядом с железнодорожной трассой, зачем нужен был план по «большому количеству» сервисных дорог (от которого в итоге отказались) – не ясно, добавляет Корчемкин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать