Летучий стратег

Положение Матвея Урина, возможно, не было бы столь серьезным, если бы в раскуроченной его охраной BMW не оказался Фаассен Йоррит Йост, про которого говорят, что он знакомый дочери Владимира Путина

В ноябре 2007 г. Фаассен устроился на работу в «Газпромбанк-инвест» главным специалистом управления загородной недвижимости. Коллеге Фаассена по «Газпромбанк-инвесту» он запомнился как «абсолютно европейский молодой человек с приятными манерами». «В «Газпромбанк-инвесте» штатных сотрудников на тот момент было не более 30 человек, а уж единственного иностранца среди них невозможно было не заметить, – вспоминает собеседник «Ведомостей». – Мы все ломали голову, откуда он мог здесь взяться?» Фаассен, по его словам, участвовал, например, в строительстве закрытого дачного поселка в районе Новой Риги, в офисном проекте в Петербурге.

Про Фаассена «Ведомостям» рассказали его бывшие коллеги.

Он подданный Нидерландов, учился на архитектора в университете в Гааге. Ему 30 лет, и как минимум несколько лет он живет в России.

В середине октября 2008 г. Фаассен ушел в «Стройтрансгаз» (к тому моменту перешел под контроль Газпромбанка) на более высокую должность – вице-президента. Бывший предправления «Стройтрансгаза» Вячеслав Махонин «практически не помнит» Фаассена, хотя тот занял в компании заметное место – вскоре стал членом правления и возглавил департамент стратегического планирования.

«Во всех отношениях приятный молодой человек, – вспоминает бывший сотрудник «Стройтрансгаза». – Ему сразу же выделили 60-метровый кабинет с секретарем и служебный Lexus. Среди сотрудников «Стройтрансгаза» было распространено мнение, что он хороший знакомый семьи Путиных, это была любимая тема внутрикорпоративных дискуссий» (пресс-секретарь Путина отрицает знакомство дочери премьера с Фаассеном). Из стратегических предложений Фаассена его бывший коллега смог вспомнить такое: «Он сказал как-то, что одна из базовых стратегических задач «Стройтрансгаза» – открыть детский сад для детей сотрудников».

«Очень приятный молодой человек. Неплохо по-русски говорил», – вспоминает Александр Рязанов, возглавлявший «Стройтрансгаз» после Махонина. Ему Фаассен запомнился хорошо. Дело в том, что к моменту прихода Рязанова ситуация в «Стройтрансгазе» была плачевная – чистый убыток за девять месяцев 2008 г. составил 2,2 млрд руб. Поэтому, рассказывает Рязанов, он первым делом решил сократить 50% сотрудников головного офиса, чье содержание обходилось более чем в 1 млрд руб. в год. Членам правления Рязанов предложил добровольно написать заявление с просьбой вдвое сократить зарплату, а заодно отказаться от бонусов и служебных машин.

«И вот Фаассен единственный начал на правлении выступать против моих предложений – возражал, что с людьми так нельзя поступать, – вспоминает Рязанов. – Убеждал сослуживцев не идти у меня на поводу – не писать заявлений о сокращении зарплаты. Объяснял, что они должны отстаивать свои права. Я был просто поражен: молодой парень, и ключевым сотрудником не был, а выступает, ничего не боится. Спрашиваю: откуда такой взялся? Мне говорят: из Газпромбанка перешел. Я списывал это на западное либеральное воспитание».

Рязанов стал подумывать, не уволить ли ему бунтаря, но руководитель службы безопасности объяснил, что Фаассен «очень влиятельный человек», с ним конфликтовать не стоит. Рязанов очень удивился, но «вопросов лишних задавать не стал». В конце концов Фаассен перешел на работу в одно из подразделений Газпромбанка вместе со служебным Lexus, вспоминают в «Стройтрансгазе».

В конце 2010 г. Фаассен стал заместителем председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «МЭФ-аудит». «Фаассен не занимается оперативным управлением и бывает в офисе только на заседаниях совета директоров», – говорит гендиректор «МЭФ-консалтинга» (входит в группу) Андрей Политыкин. В новой компании Фаассен тоже занялся стратегическим развитием, отвечает за продвижение группы за рубежом. Связаться с самим Фаассеном «Ведомостям» не удалось.