Стокгольмский арбитраж заблокировал сделку "Роснефти" и ВР

Тем самым поддержав позицию российских акционеров ТНК-BP - консорциума «Альфа» — Access — «Ренова».
А.Махонин

BP распространила пресс-релиз, сообщив, что будет искать возможности реализовать сделку с "Роснефтью".

Стокгольмский арбитражный трибунал заблокировал сделку "Роснефти" и BP по иску российских акционеров ТНК-ВР - консорциума «Альфа» — Access — «Ренова» (ААР). Теперь временный запрет может стать бессрочным.

О создании стратегического альянса ВР и «Роснефть» договорись еще в начале января. Основа сотрудничества — взаимное владение акциями (9,53% «Роснефти» на 5% ВР) и создание СП для работы на российском арктическом шельфе. Сделку одобрил премьер-министр Владимир Путин и поддержал президент Дмитрий Медведев, бумаги были подписаны в присутствии вице-премьера Игоря Сечина на форуме в Давосе.

Но консорциум ААР, где основные собственники - Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг, заявил, что договоренности ВР и «Роснефти» противоречат условиям их акционерного соглашения с ВР, и обратился в суд. До решения суда все сделки были заморожены. Теперь временный запрет может стать бессрочным. Если акционеры ТНК-BP не смогут договориться о новой схеме сделки, суд сам определит ограничительные меры.

Вице-премьер Сечин предупреждал, что иски будут предъявлены виновным в срыве сделки. ААР таковой не является - вся юридическая ответственность лежит на ВР, которая нарушила акционерное соглашение, считает считает источник, близкий к ААР.

ТНК-ВР готова выкупить у ВР 5% ее акций, обменять их на 9,5% «Роснефти» и вместо ВР войти в арктическое СП. Но на компромиссы «Роснефть» не готова - ее руководители не раз заявляли, что ТНК-ВР в качестве стратегического партнера компанией не рассматривается: у ТНК-ВР нет необходимого опыта и технологий. «Роснефть» сама будет выбирать, с кем работать, заявлял Сечин.

В интервью "Ведомостям" Сечин говорил, что для него препятствия стали неожиданностью. "Я думаю, что и для «Роснефти» тоже. Если бы мы что-то подобное предполагали, мы внесли бы это в общую оценку и, может быть, что-то еще выторговали бы <...> Нам очень хочется реализовать проект с BP. Мы не занимаемся притворными сделками <...> Карл Маркс говорил, что капиталист в погоне за добавочной стоимостью может пойти на любое преступление, — это я в качестве шутки вам напоминаю. Важно, чтобы акционеры AAР понимали необходимость сохранения баланса интересов и ответственности", - отметил Сечин.