«Роснефти» и BP придется пойти на гигантские траты

Чтобы довести до конца широко объявленную сделку, «Роснефти» и британской ВР придется пойти на значительные траты. До $30 млрд может потребоваться сторонам, чтобы откупиться от заблокировавшего сделку оппонента – консорциума «Альфа» – Access – «Ренова» (ААР)
выход на арктический шельф России оказался для BP полон неожиданностей/ AP

Выход есть всегда. У всех участников еще есть время подумать и внести свой вклад [в урегулирование ситуации]», – сказал на днях вице-премьер и глава совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, комментируя очередной перенос сроков закрытия сделки по обмену акциями с ВР. Возможно, выход найден: «Роснефть» и ВР обсуждают с ААР выкуп доли этого консорциума в нефтяной компании ТНК-ВР, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к сторонам этих переговоров – ВР, «Роснефти» и ААР. Консорциуму в ТНК-ВР принадлежит 50%, оставшаяся половина – у ВР.

Переговоры находятся в начальной стадии, структура сделки еще не определена. Те же данные у Financial Times: британский холдинг намерен обратиться в российскую правительственную комиссию по иностранным инвестициям за разрешением на выкуп доли ААР, пишет издание. «До этого еще далеко. Сначала надо договориться», – говорит один из собеседников «Ведомостей», но деталей переговоров не раскрывает.

Идея в разных вариантах обсуждается давно, говорит один из собеседников «Ведомостей». Но переговоры осложнились после того, как ААР, российский партнер ВР, попытался через суд заблокировать создание стратегического партнерства ВР с «Роснефтью», рассказывал «Ведомостям» инвестбанкир, знакомый с руководством ААР и «Роснефти». «Роснефть» и ВР решили создать СП для работы на российском арктическом шельфе и обменяться акциями (9,53% «Роснефти» на 5% ВР). Сделки российской и британской компаний на сумму $7,8 млрд одобрил премьер-министр Владимир Путин и поддержал президент Дмитрий Медведев. Но это противоречит соглашению ВР и ААР о работе в России, заявил консорциум и заблокировал все сделки в международных судах.

Если ВР выкупит долю российских партнеров в ТНК-ВР, проблема исчезнет. Возможно, ВР получит для этого помощь нового партнера – «Роснефти» – деньгами или активами, поясняет источник, близкий к «Роснефти». «Российские акционеры ТНК-ВР – это люди, которых миллиардом долларов не удивишь, их интересуют не деньги, а ликвидные активы», – говорит собеседник «Ведомостей», но деталей не раскрывает.

Изначально ААР хотел обменять свою долю на акции ВР, исходя из оценки ТНК-ВР в $60 млрд, говорит инвестбанкир, сотрудничающий с руководством ТНК-ВР, не исключено, что консорциум будет настаивать на этом. О возможности такого обмена акционеры ТНК-ВР договорились еще в 2003 г.: если ААР решит выходить из капитала ТНК-ВР, консорциум обменяет свою долю на бумаги британского холдинга, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к обеим компаниям. Но близкий к ААР источник говорит, что консорциум настроен взять деньги. «Кто оплатит эту долю – ВР или «Роснефть», это все равно», – утверждает он. Представители ВР, «Роснефти» и ААР от комментариев отказались.

Вероятные покупатели половины ТНК-ВР – ВР и «Роснефть», наоборот, заинтересованы в оплате хотя бы части сделки акциями, свободных денег у этих компаний сейчас не так много, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. По его данным, на конец года на счетах ВР было $18,5 млрд, у «Роснефти» – $4,1 млрд. Правда, оба холдинга смогут занять, отмечает он. Долговая нагрузка «Роснефти» сейчас вполне приемлема: в 2010 г. госхолдинг более чем на четверть снизил чистый долг (до $13,66 млрд), его отношение к EBITDA составляет 0,7. Это более чем комфортный уровень для привлечения займов: по расчетам Борисова, компания безболезненно сможет занять до $25 млрд.

Сколько сможет занять ВР, сейчас подсчитать сложно, отмечает аналитик: обязательства компании по аварии в Мексиканском заливе еще не до конца оценены. Однако отношение чистого долга к собственному капиталу у ВР составляет 27%, что позволяет рассчитывать на привлечение около $30 млрд, полагает Борисов.

Вероятность выкупа доли в ТНК-ВР не обрадовала портфельных инвесторов: вчера на LSE бумаги «Роснефти» и ВР упали в цене на 1% и 0,77% соответственно. На ММВБ «Роснефть» потеряла 0,73%. А вот бумаги ТНК-ВР подорожали на 2,83% (обыкновенные акции).

Как BP и «Роснефть» готовили сделку

The Wall Street Journal вчера опубликовала детали подготовки пока не состоявшегося стратегического альянса между BP и «Роснефтью» (полностью сюжет см. на http://www.vedomosti.ru/tnews/news/2369/bp_v_rossii_predstoit_zhestkij_torg). BP, по данным издания, была убеждена, что «Газпром» или «Роснефть» рано или поздно получит долю AAР в ТНК-BP, поэтому добивалась партнерства с обеими госкомпаниями. Идею поддержал вице-премьер, председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин. Но когда в августе 2010 г. Тони Хейворд, еще занимавший пост гендиректора BP, и Роберт Дадли, незадолго до этого названный его преемником, приехали в Москву на переговоры по совместной разработке месторождений Карского моря, Сечин добавил условие: обмен акциями между BP и «Роснефтью». Дадли и Хейворд заявили, что такая сделка «маловероятна». Но переговоры продолжились, а BP сообщила о них AAР. Правда, BP приуменьшала степень серьезности переговоров, признают представители обеих сторон. Но на встрече 10 декабря Сечин заявил, что «Роснефть» готова предложить не один, а три участка в Карском море, но при этом обменять 9,5% своих акций на 5% BP. В середине декабря руководитель бизнеса BP в России Дэвид Питти рассказал совладельцу «Альфа-групп» Михаилу Фридману о прогрессе в переговорах с «Роснефтью». Он спросил, должна ли BP представить это предложение совету директоров ТНК-BP. Фридман, не ожидая большого прогресса по сделке до праздников, сказал, что вполне можно обсудить вопрос уже после Нового года. 13 января Дадли по звонку из «Роснефти» прилетел в Москву. Сечин сообщил ему, что на следующий день они встретятся с премьер-министром Владимиром Путиным, который намерен лично одобрить сделку. Вечером Дадли встретился с Фридманом. Тот уже знал о предстоящем мероприятии. Но Дадли по-прежнему отказывался назвать размер предназначенных к обмену пакетов, сообщив лишь, что он «значительно больше» 2%. 15 января в Лондоне соглашение было подписано. В этот же день юристы AAР начали готовить иск с требованием заблокировать сделку. 1 февраля Высокий суд Лондона в качестве обеспечительной меры сделку заблокировал. Сечин с трудом скрывал досаду. Путин же сетовал в основном на то, что BP не предупредила, что ее обязательства перед AAР могут поставить соглашение под угрозу. Представители BP подтвердили, что Дадли не поднимал этот вопрос на встрече с премьер-министром.