Строить вертолеты оказалось выгодно

Благодаря готовящемуся IPO «Вертолетов России» впервые стало известно, насколько доходно отечественное вертолетостроение. Рентабельность холдинга по EBITDA – 18%, рекорд для подобных компаний

«Вертолеты России»

вертолетостроительный холдинг. объединяет почти все вертолетостроительные заводы (73,4% завода им. Миля, 99,8% «Камова», 75,1% Улан-Удэнского авиационного завода, 65,9% Казанского вертолетного завода, 75,1% «Роствертола» и др.). акционер – подконтрольная государству ОПК «Оборонпром» (100%). продажи в 2010 г. – 214 вертолетов, из них 58% – гражданские.

Прошлогодняя выручка «Вертолетов России» – около $2,7 млрд, а EBITDA – около $500 млн, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух инвесткомпаний, которые видели материалы одного из организаторов IPO – «ВТБ капитала». Выходит, операционная рентабельность «Вертолетов России» – примерно 18%. И это рекорд для отрасли, как отмечалось в материалах банка, говорят собеседники «Ведомостей».

Для сравнения: прошлогодняя рентабельность по EBITDA у одного из лидеров рынка – американской Sikorsky Aircraft – 10,7% (при выручке в $6,7 млрд). Тот же показатель у Eurocopter – 3,8% (4,8 млрд евро), у англо-итальянской Augusta Westland – 11,3% (3,6 млрд евро), а у американской Вell Helicopter – 13% ($3,2 млрд). Средняя для рынка цифра – максимум 10–12%, отмечает один из собеседников «Ведомостей».

Реальная эффективность бизнеса «Вертолетов России» еще выше, уверен этот источник: если бы не комиссионные по экспортным контрактам «Рособоронэкспорту» и роялти государству (около $240 млн в 2010 г.), рентабельность холдинга по EBITDA была бы «под 25%».

Главная причина такой доходности – низкая стоимость производства в нашей стране (по сравнению с западными вертолетостроителями), указывает собеседник «Ведомостей». Кроме того, иностранцы тратят серьезные деньги на новые разработки – порядка 3% выручки в год, добавляет он, а «Вертолеты России», судя по цифрам, таких затрат не несут.

Последние два года шло перевооружение производства, объясняет источник, близкий к «Вертолетам России», поэтому средств на новые разработки выделялось меньше. Теперь ожидается рост бюджета под НИОКР – он будет на уровне иностранных компаний, добавляет собеседник. Что же касается комиссионных и роялти, то это сложившаяся практика и корректироваться она не будет, указывает он.

Представители «Вертолетов России» и «ВТБ капитала» от комментариев отказались.

В ближайшие 10 лет выручка «Вертолетов России» может расти примерно на 12% в год, говорит один из источников «Ведомостей», ссылаясь на материалы «ВТБ капитала». Однако операционная рентабельность будет постепенно снижаться до среднерыночного уровня за счет роста доли внутренних продаж; видимо, экспорт доходнее, добавляет он.

Основным драйвером роста продаж холдинга будет растущий спрос на боевые и транспортные вертолеты со стороны как Минобороны России (1000 машин до 2020 г.), так и госзаказчиков других стран мира, рассуждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По данным «Интерфакса» (который также ссылается на материалы «ВТБ капитала»), в ближайшие 10 лет программа закупок Минобороны составит 1200–1300 вертолетов, т. е. по 120–130 в год. Из-за чего доля экспорта в выручке «Вертолетов России» снизится примерно с 50 до 25%. Добавятся и частные заказы от российских операторов, уверен Макиенко, например от «Ютэйр» и «Газпромавиа». А «дойной коровой» и основным продуктом компании были и остаются вертолеты Ми-8/17, имеющие как гражданскую, так и военную версию, резюмирует эксперт.